Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса

Юлия Сергеевна Мурзина, Владимир Петрович Позняков

Аннотация


В статье рассматривается проблема изучения ценностных ориентаций предпринимателей как внутреннего механизма развития малого бизнеса. Изменение системы ценностей способно стать инструментом «проектирования» новой социальной реальности. Понимание того, какие ценностные ориентации характерны для предпринимателей, позволит сделать работу по популяризации предпринимательства более эффективной. Как показывают зарубежные исследования, малый бизнес тесно переплетается с семьей. Поэтому целью работы выступила реконструкция содержания ценностных ориентаций предпринимателей в сфере семьи и бизнеса.

Теоретический анализ показал, что существующие психологические и социологические модели исследования ценностей базируются на закрытых перечнях выбора и не дают предметной отнесенности к сфере социального взаимодействия. Такие подходы более ориентированы на межкультурные исследования. Кроме того, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они берут свое начало в подсознательных структурах психики, а большинство современных методик направлено на выявление осознаваемых ценностей. В связи с этим перспективным является использование проективных техник.

В статье описывается авторский оригинальный подход к изучению ценностных ориентаций предпринимателей, который основывается на проективном глубинном интервью с включением семи стимульных прототипических ситуаций в сфере семьи и бизнеса: рождение, развитие, сотрудничество, лидерство, разрешение конфликтов, смерть, смысл для меня. В результате исследования были выделены 93 ценности (с частотой упоминания более 10%). Терминальные ценности оказались более дифференцированы в сфере бизнеса, ценности семьи — неразделенные смыслы, слияние с образом Я. Анализ инструментальных ценностей семьи и бизнеса показал, что они повторяют друг друга на 1/4; в остальном они предметно-специфичны. Этот вывод подтверждается и содержательным сопоставлением полученных нами результатов с методикой М. Рокича.


Ключевые слова


ценностные ориентации; семейный бизнес; ценностные ориентации предпринимателей; смыслообразование; малый бизнес; российское предпринимательство; прототипические ситуации; методика М. Рокича; терминальные ценности; инструментальные ценности

Полный текст:

PDF

Литература


Ананьев, Б. Г. (2001) Человек как предмет познания. СПб. : Питер. 288 c.

Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания. М. : Медиум. 323 с.

Бозрикова, Л. В., Саганенко, Г. И., Семенов, А. А., Ядов, В. А. (2013) Ценностные ориентации // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд. / под общ. ред. В. А. Ядова. М. : ЦСПиМ. С. 67–78.

Большая энциклопедия психологических тестов (2007) / автор-составитель А. Корелин. М. : Эксмо. 416 с.

Донцов, А. И., Баксанский, О. Е. (1998) Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. № 11. С. 75–90.

Здравомыслов, А. Г. (1986) Потребности. Интересы. Ценности. М. : Политиздат. 223 с.

Каган, М. С. (1997) Философская теория ценности. СПб. : Петрополис. 205 с.

Капцов, А. В. (2011) Психологическая аксиометрия личности и группы. Самара : СамЛюксПринт. 129 с.

Мурзина, Ю. С. (2015) Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. Т. 16, № 15. С. 2335–2355

Смирнов, Л. М. (2002) Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. № 1. С. 166–183.

Ciuk, D. J. (2016) Value Measurement // Farazmand A. (eds) Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Springer, Cham. Рp. 1–9. DOI: 10.1007/978-3-319-31816-5_2550-1

Hitlin, S., Piliavin, J. A. (2004) Values: reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. № 30 (1). Р. 359–393. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110640

Knafo, A., Roccas, S., Sagiv, L. (2011) The value of values in cross cultural research: a special issue in honor of Shalom Schwartz // Journal of Cross-Cultural Psychology. № 42. Р. 178–185.

Maio, G. R. (2010) Mental representations of social values // Advances in Experimental Social Psychology. № 42. Р. 1–43.

Rohan, M. J. (2000) A rose by any name? The values construct // Personality and Social Psychology Review. № 4. Р. 255–277.

Rokeach, M. (1968) Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change San Francisco. Jossey Bass, Inc. (Jossey Bass Behavioral Science Series). 214 p.

Sagiv, L., Roccas, S., Cieciuch, J., Schwartz S. H. (2017) Personal values in human life // Nature Human Behaviour. Vol. 1. Р. 630–639.

Schwartz, S. H. (1992) Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. № 25. Р. 1–65.

Schwartz, S. H. (2015) Handbook of Value. Eds. Sander, D., Brosch, T. Oxford : Oxford Univ. Press, 432 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru