«Третья миссия» в программах развития российских университетов (на примере вузов Северо-Западного федерального округа)
Аннотация
В статье анализируются программы развития ряда университетов Северо-Западного федерального округа России в части реализации ими задач «третьей миссии» — выполнения социальных функций. Выделены особенности реализации «третьей миссии», в зависимости от статуса университета, его миссии, целей и задач, основные направления взаимодействия образовательных организаций высшего образования с органами региональной власти, сферой производства и местным сообществом.
В качестве значимого для себя элемента большинство университетов видят коммерциализацию научных знаний и трансфер технологий, делая акцент на инновационно-предпринимательской составляющей реализации «третьей миссии». Приоритетными также являются установление взаимовыгодных партнерских отношений с производством, государственными учреждениями и органами власти, трансфер технологий, консультирование и экспертиза. Участие в социально-культурной жизни региона или макрорегиона, как правило, рассматривается во вторую очередь.
Авторы приходят к выводу, что успешность реализации университетами «третьей миссии» будет во многом зависеть от позиции федеральных органов управления системой высшего образования, которые должны четко обозначить значимость этого направления.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Аузан, А. А. (2013) Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. № 3. С. 266–286.
Головко, Н. В., Зиневич, О. В., Рузанкина Е. А. (2018) Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. № 1. С. 5–17.
Добреньков, В. И., Нечаев, В. Я. (2003) Общество и образование. М. : ИНФРА-М. 381 с.
Зиневич, О. В., Рузанкина Е. А. (2014) Университет как научный и социальный институт в современном российском обществе // Высшее образование в России. № 7. С. 37–43.
Ицковиц, Г. (2010) Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии : пер. с англ., под ред. А. Ф. Уварова. Томск : Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники. 238 с.
Кларк, Б. Р. (2011) Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 240 с.
Мархл М., Паусист А. (2013) Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 1. С. 1–13.
Медушевский, Н. А. (2016) Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». № 3. С. 19–31.
Нагорнов, В. А., Перфильева, О. В. (2010) Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. № 4. C. 60–86.
Перфильева, О. В. (2011) Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. № 1 (32). C. 133–144.
Смирнов В. А., Фадеева Л. А., Пунина К. А., Голубев С. В. (2013) Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) // Ars Administrandi. № 4. С. 102–117.
Dan, M. C. (2012) The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City // Informatica. Economica. Vol. 16. No 4. P. 49–56.
Jongbloed, B. (2008) Seven Indicators for Mapping University regional Interactions // ENID PRIME Indicators Conference in Oslo, 26–28 May 2008. London : Publisher Centre for Higher Education. 123 p.
Montesinos, P., Carot, J.-M., Mora, F. (2008) Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. Vol. 33 (2–3). P. 195–199.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.6
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/