Интегральное понимание как способ изучения предельных ориентаций: подход И. Ваха

Ирина Львовна Козлова

Аннотация


Статья представляет новую интерпретацию методологических условий интегрального понимания Иоахима Ваха (1898–1955). Проблематизация и актуализация осуществлена через рассмотрение ценностных ориентаций и религиозного опыта. Концепт «предельность» представлен в контексте аксиологической парадигмы с учетом религиозного фактора. Предложен термин «предельная ориентация». Сделан прогноз о том, что концептуальная модель интегрального понимания, основанная на методологических условиях И. Ваха, может быть продуктивно использована современной наукой в междисциплинарных исследованиях.

Термин «предельная ориентация» является логическим произведением понятий «религиозная ориентация» и «ценностная ориентация». Предельная ориентация — это состояние тотальной устремленности человека к предельной реальности. Предлагаемый концепт фокусируется на субъективной стороне предельного опыта и может быть использован в религиоведении, социологии, психологии и культурологии.

Интегральное понимание акцентирует внимание на трех базовых феноменах: индивидуальность, сущность ценностного и значимость свободы. Интегральное понимание включает четыре основные компетенции. Первая — это понимание общих предельных смыслов, выраженных в разных языках. Вторая — это умение пользоваться эмоциональным интеллектом. Третья — это способность настроить волю на конструктивную цель. Четвертая — это практический опыт работы с человеческим материалом.


Ключевые слова


Иоахим Вах; религиозный опыт; ценностные ориентации; предельная реальность; предельные ориентации; интегральное понимание; эмоциональный интеллект; субкультуры; социология религии

Полный текст:

PDF

Литература


Буякова, Е. В. (2016) Теоретические аспекты исследования ценностей [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 15. С. 231–235. URL: http://e-koncept.ru/2016/86947.htm (дата обращения: 14.06.2018).

Добреньков, В. И. (2011) Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М. : Академический проект ; Альма Матер. 565 с.

Емельяненко, Т. В. (2002) Проблема перевода социологических терминов: на примере перевода переменных Т. Парсонса // Социологические исследования. № 6. С. 137–142.

Козлова, И. Л. (2015) Социология религии Иоахима Ваха // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. № 4. С. 183–200.

Козлова, И. Л. (2018) Критерии религиозного опыта в религиоведческой концепции Иоахима Ваха // Религиоведение. № 1. С. 103–117.

Комарова, А. В. (2018) Субкультуры в духовной жизни общества: религиозно-нравственный аспект : дис. … канд. филос. наук. М. 179 с.

Красиков, В. И. (1998) Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования). Кемерово : Кемеровский государственный университет. 170 с.

Кузьменков, В. А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей // Социально-политические науки. № 1 (февраль). С. 152–157.

Леонтьев, Д. А. (1999) Методика предельных смыслов (МПС) : методическое руководство. М. : Смысл. 36 с.

Einstein, A. (1950) Out of My Later Years. New York : Philosophical Library. 282 p.

Tillich, P. (1951) Systematic Theology, Volume 1. Chicago : University of Chicago Press. 307 p.

Wach, J. (1944) Sociology of Religion. Chicago : University of Chicago Press. х + 418 p.

Wach, J. (1951) Types of religious experience christian and non-christian. Chicago : University of Chicago Press. xvi + 275 p.

Wach, J. (1958) The comparative study of religions. New York : Columbia University Press. xlviii + 234 p.

Wilber, K. (2007) The Integral Vision. A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything. Boston ; London : Shambala. 232 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.3.14

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru