Репрезентация гендерных режимов рабочего класса в биографических нарративах молодежи
Аннотация
В статье обоснована необходимость актуализации исследования гендерного неравенства с учетом классового статуса, рассмотрены существующие в повседневной культуре рабочего класса современной России гендерные режимы путем анализа их репрезентации в биографических нарративах молодежи. В фокусе внимания находятся межпоколенная трансляция гендерных нормативных паттернов, микрополитики власти и доминирования в рабочих семьях, формы их дискурсивного производства и легитимации. Эмпирическая база исследования представлена 31 биографическим интервью с представителями нового рабочего класса в возрасте от 21 до 33 лет, проживающих в г. Тюмени и занятых в сфере промышленности, технического обслуживания и клиентского сервиса. Интервью проводились с февраля по август 2018 г., в качестве основных исследовательских инструментов были использованы рефлексивный анализ, базирующийся на категориальном поле феноменологии и социального конструктивизма, а также кодирование и квантификация данных.
Было установлено, что нормативный паттерн мужчины-добытчика, обладающего властью в семье на основании контроля над экономическими ресурсами, по-прежнему является доминирующим среди российских юношей, однако их жизненный опыт и опыт родительских семей в большинстве случаев не соответствуют идеально-типической конструкции доминирующего гендерного порядка. Девушки из сервисного сектора также стремятся к патриархальной модели семьи, демонстрируя желание закрепиться на позиции среднего класса посредством удачного замужества. Путем изучения гендерных режимов родительских семей информантов было обнаружено, что финансовое и статусное доминирование мужчины не вызывает сомнений в его лидерстве. Когда женщина занимает более высокую статусную позицию или играет решающую роль в обеспечении семьи, информанты склонны говорить о «равноправии» в семье. В семьях с матриархальным режимом ситуация женского лидерства оцениваются как вынужденная. В смысловых структурах жизненного мира рабочей молодежи России женщина не может играть роль лидера, ее задачей становится умелая игра в семейной властной микрополитике, направленная на сохранение видимости традиционного или эгалитарного гендерного порядка.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вольфсон, С. Я. (1929) Социология брака и семьи. Минск : БГУ. 472 с.
Гаврилюк, Т. В. (2018) Гендерная проблематика в зарубежном классовом анализе: динамика теоретических подходов // Вестник МУ. Серия 18. Социология и политология. Т. 24. № 4. С. 26–40.
Гаврилюк, Т. В., Бочаров, В. Ю. (2018) Интерсекциональность как способ концептуализации гендерного и классового неравенства // Журнал исследований социальной политики. № 16 (3). С. 537–545.
Парсонс, Т. (2002) Аналитический подход к теории социальной стратификации // Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М. : Академический Проект. 880 с. С. 354–380.
Pro Тело. Молодежный контекст : сборник статей (2013) / под ред. Е. Омельченко, Н. Нартовой. СПб. : Алетейя. 288 с.
Augustyn, M. B., Jackson, D. B. (2017) An intersectional look at the “rush to adulthood”: Considering the role of gender, race and SES in the link between precocious transitions and adult antisocial behavior [Электронный ресурс] // Youth & Society. August 14. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0044118X17725245 (дата обращения: 28.12.2018). DOI: 10.1177/0044118X17725245
Bird, K., Kruger, H. (2005) The secret of transition: The interplay of complexity and reduction in life course analysis // Towards an Interdisciplinary Perspective on the Life Course. Advances in Life Course Research, Vol. 10, JAI Press. Pp. 173–194.
Britten, N., Heath, A. (1983) Women, men and social class // Gender, Class and Work / E. Garmarnikov et al. London : Heinemann. 241 р. Pp. 46–60.
Goldthorpe, J. H. (1983) Women and class analysis: in defence of the conventional view // Sociology. № 17 (4). P. 465–488.
Delphy, C. (1984) Close to home: a materialist analysis of women’s oppression. London : Hutchinson. 237 p.
Falk, S., Weymann, A. (2002) Social change, the life course, and socialization: biographies of labor market entrants after unification // Advances in Life Course Research. Vol. 7. P. 501–526.
Meier, A., Allen, G. (2008) Intimate relationship development during the transition to adulthood: Differences by social class // New Directions for Child and Adolescent Development. Vol. 2008, Issue 119. Special Issue: Social Class and Transitions to Adulthood. P. 25–39.
Penman-Aguilar, A., Carter, M., Snead, M. C., Kourtis, A. P. (2013) Socioeconomic disadvantage as a social determinant of teen childbearing in the U. S. // Public Health Reports. № 128 (2 Suppl. 1). P. 5–22.
Settersten, R. A. Jr., Gannon, L. (2005) Structure, agency and space between: on the challenges and contradictions of a blended view of the life course // Towards an Interdisciplinary Perspective on the Life Course. Advances in Life Course Research. Vol. 10. P. 35–55.
Tolson, A. (1977) The Limits of Masculinity. London : Tavistock. 158 p.
Vanke, A. (2014) The corporeality of working-class men in labour regimes and the private sphere. Summary // Laboratorium. № 6 (1). P. 154–158.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.3.9
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/