Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность

Наталия Сергеевна Козлова

Аннотация


В статье оценивается современное влияние Интернета на личность: позитивное и негативное. Сегодня наблюдается тенденция к формированию целой и многоаспектной области психологии, посвященной опосредуемому Интернетом поведению человека. В том числе становятся весьма актуальными и требующими эмпирических исследований вопросы о степени, полюсе и специфике воздействия виртуального мира на его пользователей. Число последних все время увеличивается, и среди них значительную долю составляют дети и подростки.

Основное внимание в данной работе сконцентрировано на оценке воздействия интернет-среды в целом, также анализируются последствия включенности личности в социальные сети. В исследовании, проведенном автором в 2013–2014 гг., приняли участие 153 человека (пользователей Интернета) в возрасте от 18 до 72 лет из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иваново и Ивановской области. Применены методы описательной статистики, корреляционный и факторный подходы.

Отмечается, что личность, использующая Интернет продуктивно как инструмент, характеризующаяся невысокой активностью в Сети, вообще не ощущает влияния Интернета. Те же, кто определяет для себя сильные, конкретные (позитивные или негативные) последствия приобщенности к виртуальной среде, обладают глубокой вовлеченностью в Интернет. При это, предполагается не конструктивное использование технических средств, а повышенное желание коммуникации, за счет которой реализуются виртуальная самопрезентация и стремление к публичности.

Пользователи, у которых вследствие приобщения к Интернету происходят какие-то личностные изменения или изменения в структуре жизнедеятельности, относятся к группе риска по формированию интернет-аддикции. В рамках изучения социально-психологических качеств подобных пользователей выявлено, что у таких лиц существуют проблемы в сфере реальной социальной идентичности, субъективного благополучия. Они также характеризуются разнообразием и силой эмоций. При изучении влияния социальных сетей обнаружены те же тенденции.

Сделан вывод, что именно социальное окружение человека становится той гранью, которая определяет его отношение и степень вовлеченность в виртуальный мир, а следовательно, и влияния, которое он окажет.


Ключевые слова


Интернет; социальные сети; интернет-аддикция; коммуникация; самопрезентация; публичность; социальная идентичность

Полный текст:

PDF

Литература


Арестова, О. Н., Бабанин, Л. Н., Войскунский, А. Е. (1996) Коммуникации в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 4. С. 14–20.

Арестова, О. Н., Бабанин, Л. Н., Войскунский, А. Е. (1999) Исследование мотивации пользователей Интернета // Интернет и современное общество : тезисы 2-й Всерос. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург, 29 ноября — 3 декабря 1999 г. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 196 с. С. 48–49.

Выготский, Л. С. (1983) Проблемы развития психики // Выготский, Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика. Т. 3. Проблемы развития психики. 368 с.

Граничина, О. А. (2012) Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований. СПб. : Изд-во ВВМ. 115 с.

Додонов, И. Б. (2002) Тест-анкета «Эмоциональная направленность» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / под ред. И. Б. Дерманова. СПб. : Речь. 176 с. С. 132–134.

Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб. : Питер. 512 с.

Ильин, Е. П. (2009) Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер. 573 с.

Козлова, Н. С. (2014a) Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. № 16. С. 387–390.

Козлова, Н. С. (2014b) Социальные сети: теоретический анализ и эмпирическое исследование // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / С. В. Голикова, О. М. Горева, И. В. Гурьянова и др. Новосибирск : Изд-во ЦРНС. Кн. 22. 248 с. С. 162–181.

Козлова, Н. С., Сушков, И. Р. (2013) Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation (дата обращения: 17.09.2014).

Козлова, Н. С., Сушков, И. Р. (2014) Факторы, лежащие в основе вовлеченности личности в интернет-пространство // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке : материалы междунар. конгресса : в 2 т. / отв. ред., сост. А. Л. Журавлев, Н. П. Фетискин, Т. И. Миронова. М. ; Кострома : АСППАМ. Т. 1. 506 с. С. 84–93.

Мясищев, В. Н. (2003) Психология отношений. М. ; Воронеж : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Изд-во НПО «МОДЭК». 356 с.

Рогов, Е. И. (1999) Настольная книга практического психолога. М. : Гуманит. изд. центр «Владос». 480 с.

Романов, И. В. (2005) Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов : дис. ... канд. психол. наук. Иваново. 199 с.

Румянцева, Т. В. (2006) Тест Куна. Тест «Кто Я?» // Румянцева, Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб. : Речь. 176 с. С. 82–103.

Сушков, И. Р. (2008) Психологические отношения человека в социальной системе. М. : Издательство «Институт психологии РАН». 412 с.

Сушков, И. Р. (1999) Психология взаимоотношений. М. : Академический проект ; Издательство «Институт психологии РАН». 448 с.

Сушков, И. Р., Козлова, Н. С. (2014) Взаимосвязь базовых процессов и потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 20. № 3. С. 58–62.

Фриндте, В., Келер, Т. (2000) Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М. : Можайск-Терра. 431 с. С. 40–54.

Чудова, Н. В., Евлампиева, М. А., Рахимова, Н. А. (2001) Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета [Электронный ресурс] // Проблемы медиапсихологии : материалы секции «Медиапсихология» Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития». М. : МГУ, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text7/47.htm (дата обращения: 13.07.2015).

Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии. 490 с.

Facebook profi les refl ect actual personality not self-idealization (2010) / M. D. Back, J. M. Stopfer, S. Vazire, S. Gaddis, S. C. Schmukle, B. Egloff, S. D. Gosling // Psychological Science. № 21. Р. 372–374.

Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? (1998) / R. Kraut, V. Lundmark, M. Patterson, S. Kiesler, T. Mukopadhyay, W. Scherlis // American Psychologist. Vol. 53 (9). Р. 1017–1031.

Manifestations of personality in online social networks: self-reported Facebook-related behaviors and observable profi le information (2011) / S. D. Gosling, A. A. Augustine, S. Vazire, N. Holtzman, S. Gaddis // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. № 14 (9). Р. 483–488.

Joinson, A. (2003) Understanding the psychology of Internet behaviour: Virtual worlds, real lives. Houndmills, UK ; N. Y. : Palgrave Macmillan. 224 p.

Turkle, Sh. (1995) Life on the screen: Identity in the age of the Internet. N. Y. : A Touchstone Book. 354 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.23

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru