Ежеквартальный научный журнал «Знание. Понимание. Умение» представляет результаты фундаментальных и прикладных исследований в области гуманитарных наук, проводимых в России и мире. На его страницах видные российские и зарубежные ученые, преподаватели вузов, международные эксперты, молодое поколение исследователей публикуют статьи по философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, филологии, искусствознанию, истории, политологии и другим наукам, при этом журнал способствует развитию современного гуманитарного знания как междисциплинарного, освобожденного от барьеров строгого разграничения наук по объекту, предмету и методу.
Научная концепция, которая определяет отбор материалов для публикации и вокруг которой происходит заочный диалог авторов и читателей этого издания, строится на признании того, что в XXI веке научная и образовательная деятельность не может далее опираться на безусловный приоритет знания и должна выдвинуть на передний план проблему понимания. В неразрывном союзе знания, понимания и их восприятия в практической человеческой деятельности (умении) видится главное направление образовательной революции, которая должна преобразовать и систему образования, и подход к научным исследованиям. Кризис понимания имеет глобальный характер, и его преодоление — важнейшая задача гуманитарных наук и системы образования, прежде всего высшей школы. В журнале придается особое значение анализу факторов и условий, формирующих образованного человека в XXI веке, характеристик новых вызовов и рисков информационного общества, теоретико-методологическим основаниям гуманитарных наук в новой интеллектуальной и коммуникационной среде.
Уникальность журнала определяется его оригинальными и получившими признание в научном сообществе публикациями по ряду актуальных научных тем, среди которых: исследования молодежи (теории молодежи, социологические, психологические, педагогические исследования современной молодежи, биосоциология молодежи, социализация и культурная идентификация молодежи, социологический мониторинг студенчества) и изменений в образовании в условиях глобализации; гуманитарная экспертиза и биоэтика; русский мир и русские исследования (демифологизация российской и мировой истории); тезаурусный анализ в гуманитарном знании (разработка тезаурусного подхода как методологии гуманитарных наук).
Издание информирует читателей о состоянии и перспективах развития гуманитарных наук, достижениях и проблемах высшего образования в России и в мире, об успешном опыте российских государственных и негосударственных вузов, важных событиях, документах и прогнозах в области организации и финансирования науки и образования. Журнал публикует материалы конференций, симпозиумов, «круглых столов», дискуссии по актуальным темам науки, информацию о научных мероприятиях, материалы научно-методического характера, рецензии, отчеты об исследованиях, переводы трудов зарубежных авторов и другие научные работы.
Журнал «Знание. Понимание. Умение» адресован ученым и преподавателям вузов, аспирантам и докторантам, организаторам и инвесторам научных исследований, а также государственным и общественным деятелям, работающим в области науки, образования и культуры. Издание направляется в ведущие научные и образовательные учреждения зарубежных стран, крупнейшие национальные библиотеки, научные фонды и иные структуры и учреждения, работающие в сфере науки и образования
В 2004 г. вышел первый номер журнала. С 2005 г. издание выходит ежеквартально (4 номера в год). Ознакомиться с содержанием номеров можно здесь.
Главный редактор журнала — профессор Игорь Михайлович Ильинский, хорошо известный в России и за рубежом своими работами по проблемам молодежи и образования. В состав Редакционного совета и Редакционной коллегии журнала входят ведущие ученые — представители российских и зарубежных научно-исследовательских центров, вузов. Создана также Молодежная редакция журнала.