Новейшая история российской психологии по страницам журнала «Методология и история психологии» (2006–2018 гг.)

Игорь Николаевич Карицкий

Аннотация


Рассмотрены, проанализированы и классифицированы работы по истории психологии, опубликованные в журнале «Методология и история психологии» за 2006–2018 годы. Отдельно выделены статьи историко-методологической направленности, развитию школ в психологии, публикации по истории психологии во время Второй мировой и Великой отечественной войн, персоналии, работы по генезису психологических понятий, концепций и методов, статьи по психоанализу, древней психологии и другие.

По материалам научного доклада на конференции «Кросс-культурные и междисциплинарные исследования в истории психологии: результаты и перспективы» (Москва, 24-25 ноября 2018 г.), проведенной в рамках проекта № 18-513-18017, поддержанного РФФИ.


Ключевые слова


история психологии; методология истории психологии; «Методология и история психологии; история российской психологии

Полный текст:

PDF

Литература


Акопов, Г. В. (2008) Исследовательский агностицизм и объяснительная провидентность (к 125-летию со дня рождения К. Ясперса) // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 147–154.

Акопов, Г. В. (2009) 150 лет со дня рождения Анри Бергсона // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 131–135.

Арсеньев, А. С. (2007) От субъекта к личности (Полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Ч. I. // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 99–137.

Арсеньев, А. С. (2008) От субъекта к личности (Полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Ч. II // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 109–158.

Бабаева, Ю. Д. и др. (2009) О вкладе О. К. Тихомирова в методологию, теорию и экспериментальную практику психологической науки // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 9–27.

Бажанов, В. А. (2008) Первый учитель А. Р. Лурии: Н. А. Васильев как психолог // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 69–78.

Белан, Е. А. (2008) Психология активности в учении о человеке Эриха Фромма // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 121–128.

Богданчиков, С. А. (2006) Основные направления и течения в отечественной психологии 1920-х годов // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 21–30.

Богданчиков, С. А. (2007) От Л. С. Выготского к Г. И. Челпанову и обратно // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 68–78.

Богданчиков, С. А. (2008a) Сквозь время: школа Г. И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 33–50.

Богданчиков, С. А. (2008b) К вопросу о персональном составе школы С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 159–179.

Богданчиков, С. А. (2009) Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920–1930 гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 7–31.

Богданчиков С. А. (2018). Проблема генезиса советской психологии (юбилейные размышления) // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 229–232.

Большакова, В. В. (2006) И. И. Лапшин о психологии мистического познания и «вселенского чувства» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 82–93.

Большакова, В. В. (2008) И. И. Лапшин о психологических основах творческой деятельности личности // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 60–68.

Бурлакова, Н. С., Олешкевич, В. И. (2010) Идентичность и проблема субъекта в современной психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 156–183.

Векилова, С. А. (2008) Исторические корни школ в советской психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 51-59.

Володарская, Е. А. (2009) Науковедческий анализ научной школы О. К. Тихомирова // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 28-44.

Гоклениус, Р. (2018) ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: то есть о совершенстве человека, о духе и, в первую очередь, о возникновении его в рассуждениях и спорах некоторых богословов и философов нашего века… // Методология и история психологии. Вып.2. С. 143–149.

Гусельцева, М. С. (2010) Психология и история: культурно-психологическая эпистемология // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 7-22.

Димитрова, Н. (2010) Основные моменты развития психологии в Болгарии в первой половине ХХ века // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 49–56.

Дуйсенбеков, Д. Д. (2009) М. М. Муканов как основатель казахстанской психологической школы // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 160-167.

Еремеев, В. Е. (2006) Древнекитайское учение о структуре психики // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 138–150.

Еремеев, В. Е. (2008) Представления о структуре психики в древнеиндийском учении санкхья // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 162–174.

Ждан, А. Н. (2006) Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 8–22.

Ждан, А. Н. (2007) Методологические уроки С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 69-82.

Ждан, А. Н. (2008) Проблема объяснения в психологии: исторический аспект // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 22-27.

Ждан, А. Н. (2009) Пути и принципы исследования сознания в истории психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 47-60.

Ждан, А. Н. (2018) Масштабность личности и деятельности А. Н. Леонтьева // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 186-206.

Залевский, Г. В. (2006) О научном наследии М. С. Роговина // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 99–102.

Знаков, В. В., Сергиенко, Е. А. (2018) Андрей Владимирович Брушлинский: жизнь, отданная науке // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 5–21.

Золотова, Н. В. (2007) Научное наследие и жизненный путь Б. В. Зейгарник // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 135–146.

Золотовицкий, Р. А. (2007) Социометрия Я. Л. Морено // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 107–121.

Карицкий, И. Н. (2010) Понятие субъекта и объекта в философии и психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 69–101.

Карицкий, И. Н. (2018) Конструирование миров // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 5–14.

Кольцова, В. А. (2004) Теоретико-методологические основы истории психологии. М. : Институт психологии РАН.

Кольцова, В. А., Олейник, Ю. Н. (2006) История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 151–159.

Косилова, Е. В. (2010) Субъект: от философии и психологии до психопатологии и эзотеризма // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 102–121.

Кучинский, Г. М. (2007) М.М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 151–163.

Лариков, А. В. (2006) Психологические воззрения А.И. Галича в применении к судебной практике российской юриспруденции XIX века // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 94–98.

Левченко, Е. В. (2006) Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 128-137.

Левченко, Е. В. (2008) Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 21-45.

Лидерс, А. Г. (2006) Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в истории отечественной психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 57–66.

Логинова, Н. А. (2008) Б. Г. Ананьев — основатель Ленинградской психологической школы // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 46–58.

Люк, Х. (2010) Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина) // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 77–89.

Люк, Х., Волкова, М. В. (2011) Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 40–73.

Люк, Х. Э., Роте, М. (2018) Общая психология – область науки без истории? // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 113–129.

Мазилов В.А. (2006a) О предмете психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 55-72.

Мазилов, В. А. (2006b) Михаил Семенович Роговин – методолог психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 103-112.

Мазилов, В. А. (2007a) Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 61-85.

Мазилов, В. А. (2007b) О становлении психологии как самостоятельной науки. Ч. 1 // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 3–20.

Мазилов, В. А. (2008a) О становлении психологии как самостоятельной науки. Ч. 2 // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 7-24.

Мазилов, В. А. (2008b) Предвестник психологии нового века: о методологическом значении исследований А.Г. Маслоу // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 155-161.

Мазилов, В. А. (2008c) Б. Г. Ананьев и методологические вопросы психологии // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 59-69.

Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2009) История психологии в контексте истории гуманитарного знания (Рецензия на книги Роджера Смита) // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 178-186.

Мартинсоне, К. Э., Карпова, А. К. (2008) Интерпретация психологии в социокультурных взаимосвязях // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 28-40.

Марцинковская, Т. Д. (2007) Проблемы истории психологии в трудах Г. Г. Шпета // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 21-31.

Масоликова, Н. Ю., Сорокина, М. Ю. (2011) История российского научного зарубежья и психологическое сообщество // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 92–109.

Морогин, В. Г. (2008) Классика эмпирических исследований в европейской психологии второй половины XIX столетия // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 91-107.

Носкова, О. Г. (2006) Московская школа индустриальной психотехники // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 31–46.

Олейник, Ю. Н. (2008) Периодизация истории психологии: проблемы и перспективы // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 25–32.

Олешкевич, В. И. (2007) История психологии как история психотехники // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 32–39.

Олешкевич, В. И. (2009a) Истоки и пути формирования психологии А. Адлера // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 104–123.

Олешкевич, В. И. (2009b) К проблеме социологии психоаналитического знания // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 90–95.

Олешкевич, В. И. (2010) Поздний Адлер, или Пути развития индивидуальной психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 65–76.

Осорина, М. В. (2008) Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (к 90-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 85–100.

Парыгин, Б. Д. (2007) История отечественной социальной психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 40–53.

Петренко, В. Ф. (2018) Конструирование истории // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 15–33.

Пископпель, А. А. (2006) Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин. Ч. 1. // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 47–56.

Пископпель, А. А. (2007) Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин. Ч. 2. // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 94–106.

Рагозин, Л. И. (2018) Наука о разумной душе — от слова к книге. Введение к переводу трактата «ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 130–142.

Семенов, И. Н. (2018) История и логика развития в России «Общества психологов» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 89-112.

Сенющенков, С. П. (2007) О понятии «внутренняя деятельность» в теории А. Н. Леонтьева // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 179–192.

Сердюкова, Ю. А. (2008) Психологические взгляды М. И. Каринского // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 79–90.

Сироткина, И. Е. (2009) Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 146–159.

Соколова, Е. Е. (2007) К проблеме методологии построения общепсихологической теории в школе А. Н. Леонтьева // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 163-178.

Стоюхина, Н. Ю. (2010) Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 115–131.

Талызина, Н. Ф. (2007) Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 157–162.

Тихонова, Э. В. (2010) У истоков создания школы философской психологии в Санкт-Петербургском университете: Михаил Иванович Владиславлев // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 100-114.

Турецкий, М. И. (2006) Шломо Зигмунд Фрейд // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 113-127.

Турецкий, М. И. (2007) Орел из пригорода (к 70-летию со дня смерти А. Адлера) // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 122-134.

Турецкий, М. И. (2008) Строитель Боллингенской башни. Ч. 1 // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 108-120.

Турецкий, М. И. (2009) Строитель Боллингенской башни. Ч. 2 // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 124-145.

Турецкий, М. И. (2010) Строитель Боллингенской башни. Ч. 3 // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 77-99.

Улановский, А. М. (2007) Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 130–150.

Улановский, А. М. (2008) История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 129–139.

Умрихин, В. В. (2007) Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 5–14.

Умрихин, В. В., Ромащук, А. Н. (2010) Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 26–37.

Федунина, Н. Ю. (2009) Представления о сознании в ранних трудах Пьера Жане // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 96–103.

Чеснокова, А. Г. (2007) Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 83–98.

Шабельников, В. К. (2006) Предметность и субъектность детерминирующего мира в концепциях психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 23–40.

Шавырина, Г. В. (2009) В. Н. Пушкин. Жизнь, отданная науке // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 168–177.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2019.1.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru