Становление представлений о познавательных потребностях в процессе развития психологической теории

Наталия Руслановна Апреликова

Аннотация


В статье рассмотрены периоды развития представлений о познавательных потребностях личности в рамках становления психологической теории. Осуществлен анализ становления представлений о сущности, структуре, функциях, направленности и механизмах развития познавательных потребностей, которые рассматриваются как в психологии личности, так и социальной психологии.  С различных точек зрения рассматриваются особенности изучения познавательной деятельности в гуманитарных науках и в процессе становления психологических (теоретических и эмпирических) подходов к ее исследованию. Проведен анализ факторов, оказывающих воздействие на развитие познавательной активности человека, которая трактуется как «ненасыщаемая» потребность в обладании знаниями.

Ключевые слова


история психологии; познавательные потребности; интеллектуальное развитие; эмоциональные переживания; активность личности; ненасыщаемые потребности; теоретическое мышление; познавательная устойчивость

Полный текст:

PDF

Литература


Апреликова Н.Р., Китова Д.А. (2018) Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. Т. 4. № 2 (14). С. 110–133.

Асеев В.Г. (1993) Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН.

Божович Л.И. (1972) Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика.

Васюкова Е.Е. (1986) Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. М.

Виноградов Ю.Е. (1972) Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Дис. … канд. психол. наук. М.

Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушкин В.С., Пижугийда В.В. (2005) Психология и педагогика. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону.

Гараганов А.В., Китова Д.А. (2016) Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник Университета Российской академии образования. № 2. С. 104–107.

Журавлев А.Л., Китова Д.А. (2020) Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий // Социологическая наука и социальная практика. Т. 8. № 2. С. 24–40.

И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет... (2019) М.: Новые печатные технологии.

Ильин В.С. (1971) Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону.

Китова Д.А. (2019) Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. Т. 40. № 2. С. 128–131.

Китова Д.А., Балова Д.Ю. (2011) Психологические особенности представлений студентов о создании семьи [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. № 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 12.12.2020).

Китова Д.А., Китов (2018) М.А. Психологические критерии в структуре моделей государственного управления / Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Институт психологии РАН. С. 333–350.

Лазурский А.Ф. (1924) Классификация личностей. Л.: ГИЗ.

Ламерти Ж.О. (1976) Человек-машина. М.: Мысль.

Маслоу А. (1982) Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ.

Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. (2017) Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Институт психологии РАН.

Нюттен Ж. (2002) Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл.

Обуховский К. (1971) Психология влечений человека. М.; Прогресс.

Проблема субъекта в психологической науке. (2000) Отв. ред.: А.В. Брушлинский. М.: Академический проект.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и история. (1997) М.: Институт психологии РАН.

Психология одаренности детей и подростков. (1996) М.: Академия.

Рубинштейн С.Л. (2019) Основы общей психологии. СПб.: Питер.

Словарь практического психолога. (1998) М.: АСТ, Харвест.

Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации. (2019) Тверь: ТвГУ.

Тихомиров О.К. (1974) Познавательная потребность // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, С. 102–105.

Узденов Т.М., Китова Д.А. (2009) Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. № 3. С. 129–133.

Ушаков Д.В., Журавлев А.Л., Юревич А.В. (2013) Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть III. На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета // Психологический журнал. Т. 34. № 6. С. 5–25.

Холодная М.А. (2002) Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер.

Хубиева Р.Т., Китова Д.А. (2009) Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. № 1. С. 104–109.

Щукина Г.И. (1962) Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Педагогика.

Юркевич В.С. (1980) Развитие начальных уровней познавательной потребности // Вопросы психологии. № 2. С. 83–92.

Cacioppo J.T., Petty R.E. (1982) The need for cognition // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 42. Issue 1. P. 116–131.

Cohen A.R. (1957) Need for cognition and order of communication as determinants of opinion change // The order of presentation in persuasion / C.I. Hovland (Ed.)/ New Haven: Yale University Press, P.79–87.

Feist G.J. (2012) Predicting interest in and attitudes toward science from personality and need for cognition // Personality and Individual Differences. Vol. 52, Iss. 7 P. 771–775.

Lewicki A. (1959) Rola abstrakcji poznytywnej i negatywnej w procesie uczenia sie nowych poj. Studia Psychologiczne. T. 3. 7 P. 71–75.

Nuttin J. (1980) Theorie de la motivation humaine. Presse univ. de France.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2020.5.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru