О цивилизационных типах цинизма: Запад и Россия

Татьяна Анатольевна Горелова

Аннотация


Глобализм порождает особую, «глобалистскую», культуру и особое, расширяющееся до глобального, мировоззрение — цинизм, который становится как бы следующей стадией эволюции идеологии. В современной глобальной культуре он заполняет лакуны исчезающей духовности, создает особую атмосферу и вызывает новые формы поведения людей. Существуют объективные и субъективные причины усиления цинизма: объективные — противоречие между жизнью и смертью, обществом и природой, властью и подчинением, бедностью и богатством — присутствуют во всех современных культурах, субъективные возникают как ответ отдельных цивилизаций на вызовы эпохи. Поэтому каждая культура как особая система ценностей порождает свой духовный антипод — собственную форму цинизма.

В истории развития мировых цивилизаций существуют как бы две фазы их духовного состояния — кинизм как устремление к духовности и цинизм как реванш бездуховности. Трансформация кинизма в цинизм отражает в реальности глубинный процесс «объективации» (Н. А. Бердяев), или «кристаллизации» духа (А. Бергсон). Гипотезой статьи является идея о том, что самые яркие формы цинизма рождаются как антиподы самых сильных духовных движений в поле мировых религий — их мистических направлений.

В Античности кинизм становится цинизмом — мировоззрением закатного времени, которое формируют интеллектуалы данной эпохи, чтобы выразить свое презрение окружающему миру. В европейской культуре цинизм рождается из атеизма и двойственности «просвещенного ложного сознания», которое, с одной стороны, несет знание, а с другой — становится базисом для нового усиления власти и неравенства. Особые черты западного цинизма — пустота, презрение, бесстыдство, ирония без смысла.

Если западный цинизм есть результат постепенной инволюции духа, цинизм русской цивилизации рождается из крайностей ее метаний. Балансирование между крайностями как особый путь отражается в духовной практике юродства, пытавшегося преодолеть внутренний цивилизационный раскол путем своеобразного социально-религиозного синтеза. Последним примером духовных метаний русской цивилизации стала революция1917 г., которая «в одно мгновение» заменила религию атеистической идеологией. Хотя революцию можно назвать величайшим в истории человечества «социальным экспериментом» (А. А. Зиновьев), но она закончилась крахом, оживившим цинизм «дикого капитализма», отрезающего путь к духовной цели, без которой цивилизация не может жить.


Ключевые слова


кинизм; цинизм; цивилизация; глобализм; ценность; идеология; религия; юродство; Запад; Россия

Полный текст:

PDF

Литература


Бергсон, А. (1994) Два источника морали и религии / пер. с фρ., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М. : Канон. 384 с.

Бердяев, Н. А. (1990) Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М. : Наука. 528 с. С. 43–271.

Бердяев, Н. А. (1994) Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М. : Республика. 479 с. С. 427–462.

Булгаков, С. (2001) Свет невечерний. М. : ООО Издательство АСТ ; Харьков «Фолио». 672 с.

Водолазкин, Е. Г. (2013) Лавр : роман. М. : АСТ. 440 с.

Горелов, А. А. (2007) История мировой культуры : учеб. пособие. М. : Флинта ; МПСИ. 512 с.

Горелов, А. А. (2008) Философия : учебник для высших учебных заведений. М. : ООО «Альянс». 502 с.

Горелов, А. А. (2018) Русская революция и цивилизационные основы России. М. : Горячая линия –– Телеком. 166 с.

Горелова, Т. А. (2018) Цинизм как способ существования глобалистской культуры // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 65–89. DOI 10.17805/zpu.2018.1.6

Жизнь и деяния Аввы Симеона, Юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского (1972) // Византийские легенды / изд. подгот. С. В. Полякова ; отв. ред. Д. С. Лихачев. М. : Наука, Ленингр. отделение. 303 с. С. 53–83.

Жижек, С. (1999) Возвышенный объект идеологии. М. : Художественный журнал. 238 с.

Зеньковский, В. В. (2001) История русской философии. М. : Академический проект ; Раритет. 800 с.

Зиновьев, А. (1995) Русский эксперимент : роман. М. : L'Age d’Homme — Наш дом. 448 с.

Калитин, П. В. (2018) Тысячелетнее царство русского юродства. М. : Институт общегуманитарных исследований. 216 с.

Ростова, Н. (2008) Человек обратной перспективы (Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради) / под ред. Ф. И. Гиренка. М. : МГИУ. 140 с.

Слотердайк, П. (2009) Критика цинического разума / пер. с нем. А. П. Перцева. Екатеринбург : У-Фактория ; М. : АСТ. 800 с.

Федотов, Г. П. (1990) Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М. : Наука. 528 с. С. 403–443.

Флоренский, П. А. (2001) У водоразделов мысли // Христианство и культура / вступ. ст. и примеч. Б. Ф. Бублик. М. : ООО Издательство АСТ ; Харьков : Фолио. 672 с. С. 15–209.

Фрагменты сочинений киников и кинизирующих писателей (1984) // Антология кинизма / сост. и пер. И. М. Нахова. М. : Наука. 398 с. С. 97–365.

Шпенглер, О. (1993) Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М. : Мысль. Т. 1. Гештальт и действительность. 663 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/10.17805/zpu.2019.1.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru