Сборник японских стихотворений «Сюгёкусю» (1346): автор и составитель

Владлена Анатольевна Федянина

Аннотация


Данная статья излагает некоторые из результатов исследования, посвященного изучению литературного и философского наследия Дзиэна (1155–1225), японского монаха буддийской школы Тэндай. В работе анализируется роль принца-монаха Сонъэна (1298–1356) в сохранении стихотворений Дзиэна, известного поэта периода расцвета классической японской поэзии. В 1346 г. Сонъэн собрал около 6000 тысяч японских стихотворений «вака» Дзиэна в сборник «Сюгёкусю» («Собрание драгоценных жемчужин»). Настоящее исследование, основанное на текстологическом анализе, прослеживает историю составления «Сюгёкусю», памятника средневековой культуры, важного для реконструкции истории японской поэзии и японской буддийской мысли; раскрывает значимость этого сборника, дающего ключ к пониманию сложного историософского трактата Дзиэна «Гукансё» («Мои личные выборки»).

В статье, обобщающей результаты японских и европейских исследователей, на фоне главных исторических событий сопоставляются основные жизненные вехи автора стихотворений и составителя «Сюгёкусю», имевших схожую судьбу. Дается характеристика основных трудов Дзиэна и Сонъэна, указывается значение этих работ в культуре Японии. Особый акцент делается на личности и работах Сонъэна, одной из центральных фигур в японской каллиграфии, которая, однако, в отличие от Дзиэна, мало известна в отечественном японоведении. Указываются основные редакции существующих списков: «список Сёрэн-ин» («Сёрэн-ин хон», 1471 г.) и «печатное издание Собрания стихотворений шести поэтов» («Хампон роккасю хон», начало XVII в.). Демонстрируется, как «Сюгёкусю», составленный примерно через 100 лет после смерти автора, создал последующим поколениям читателей доступ к поэтическому наследию Дзиэна.


Ключевые слова


Дзиэн; Сонъэн; японская средневековая поэзия; поэзия вака; буддийская школа Тэндай

Полный текст:

PDF

Литература


Исикава, Х. (1998). Дзиэн вакаронко [Исследование японской поэзии Диэна]. Токио : Касама сосё. 713 с. (На яп. яз.).

Исикава, Х. (2005) Сюгёкусю хомбун сэйтэйко [Полная редакция текста «Сюгёкусю»]. Токио : Бэнсэй. 250 с. (На яп. яз.).

Ито, Р. (1965). Дзюбокусё-но кэнкю [Исследования трактата «Дзюбокусё»]. Нагоя : Тюнити симбунся. 288 с. (На яп. яз.).

Кандзаки, М. (1984) Сонъэн синно: сантай ёряку дзируйсё [Принц Сонъэн: систематизация иероглифов, записанных тремя стилями]. Токио : Нигэнся. 96 с. (На яп. яз.).

Кохон Сюгёкусю (1971) Кохон Сюгёкусю [Сводная редакция «Собрания драгоценных жемчужин»] / ред., коммент. Тага Мунэхая. Токио : Ёсикава кобункан. 856 с. (На яп. яз.).

Манака, Ф. (1974) Дзитин касё оёби Сюгёкусю-но кэнкю [Исследование жизни преподобного Дзитина и его «Собрания драгоценных жемчужин»]. Токио : Дайити сёбо. 566 с. (На яп. яз.).

Симосака, М. (1993) Саммонкунин-но рэкиситэки сэйкаку [Историческое значение светских общин, подчинявшихся монастырю Энряку-дзи] // Нара сигаку. № 11. С. 1–20. (На яп. яз.).

Сюгёкусю (2008) Сюгёкусю [Собрание драгоценных жемчужин] // Сер. Вака бунгаку тайкэй, 58 / ред. Кубота Дзюн, ком. Исикава Хадзимэ, Ямамото Хадзимэ. Токио : Мэйдзи Сёин. Т. 1. 548 с. (На яп. яз.).

Сюгёкусю (2011) Сюгёкусю [Собрание драгоценных жемчужин] // Сер. Вака бунгаку тайкэй, 59 / ред. Кубота Дзюн, ком. Исикава Хадзимэ, Ямамото Хадзимэ. Токио : Мэйдзи Сёин. Т. 2. 424 с. (На яп. яз.).

Тага, М. (1980) Дзиэн-но кэнкю [Исследование жизни и творчества Дзиэн]. Токио : Ёсикава кобункан. 495 с. (На яп. яз.).

Торопыгина, М. В. (2016) «Четыре небесных царя японской поэзии» XIV в. в высказываниях поэтов следующих поколений // Проблемы литератур Дальнего Востока : сб. материалов VII Межд. науч. конф. / отв. ред. А. А. Родионов, А. Г. Сторожук, Цзянь Чжэньган. СПб. : Студия «НП-Принт». Т. 2. 436 с. С. 403–412.

Федянина, В. А. (2014) Цикл стихотворений на темы «Лотосовой сутры» в творчестве Дзиэн // Проблемы литератур Дальнего Востока : cб. материалов VI Межд. науч. конф. / отв. ред. А. А. Родионов, Гуань Цзисинь, П. Л. Гроховский. СПб. : СПбГУ. Т. 2. 470 с. C. 254–261.

Харуна, Ё. (1971). Канъэй-но сампицу [Три великих каллиграфа годов Канъэй (1624–1645)]. Киото : Танкося. 277 с. (На яп. яз.).

Ямамото, Х. (1999) Дзиэн-но вака то сисо [Японская поэзия Дзиэн и его учение]. Осака : Идзуми сёин. 456 с. (На яп. яз.).

DeCoker, G. (1987) Education and the Art of Calligraphy in Japan’s Middle Ages: The ‘Jubokusho’ and the ‘Saiyosho’. University of Michigan. 149 р.

Eubanks, Ch. (2016) Performing Mind, Writing Meditation: Dogen’s Fukanzazengi as Zen Calligraphy // Ars Orientalis. № 46 (Fall). Р. 173–197.

History of Shoren-in [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сёрэн-ин. URL: http://www.shorenin.com/english/history/ (дата обращения: 02.03.2018).

Jean-Noël, R. (2003) From Jien (1155–1225) to Son’en (1298–1356): The Evolution of Exegetical Poetry in Medieval Japan // International symposium № 18 of International Research Center for Japanese Studies: Figures and places of the sacred. Kyoto : International Research Center for Japanese Studies. 365 p. Pp. 149–172.

Konishi, J. (1991) A History of Japanese Literature, V. 3. The High Middle Ages. Princeton University Press. 678 p.

Mostow, J. S. (1996) Pictures of the Heart: The Hyakunin Isshu in Word and Image. University of Hawaii Press. 522 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru