Пересматривая «Отелло» С. И. Юткевича: взгляд из XXI века

Boris Nikolaevich Gaydin

Аннотация


В статье обобщаются и сравниваются различные оригинальные точки зрения о фильме С. И. Юткевича «Отелло» (1955), которые возникли как внутри, так и за пределами «железного занавеса», а также после распада СССР. Автор рассматривает их сквозь призму режиссерской концепции фильма, которую Юткевич сформулировал в книге «Шекспир и кино» (1973) и других публикациях.

Предлагается авторская версия того, почему работа советского режиссера не так часто попадает в поле исследований западных шекспироведов и киноведов в отличие от «Гамлета» и «Короля Лира» Г. М. Козинцева.

Статья подготовлена на основе доклада автора на круглом столе «Шекспир на советском экране» в рамках IX конференции Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage; 27–30 июля 2017 г., Гданьск, Польша).


Ключевые слова


С. И. Юткевич; «Отелло»; экранизации «Отелло»; У. Шекспир; шекспиросфера; Шекспир в современном кино; Шекспир в русской культуре; современный кинематограф; советское кино

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Aksenov, I. A. (1937) Shekspir : articles. Part. I. Moscow, Goslitizdat Publ. 363, [2] p. (In Russ.).

Andrikanis, E. N. (1987) O Presne, o Parizhe, o kino: vospominaniia kinematografista. Moscow, Iskusstvo Publ. 284, [2] p. (In Russ.).

Anile, A. (2013) Orson Welles in Italy. Bloomington ; Indianapolis, Indiana University Press. xxiii, 349 p.

Bagrov, P. A. (2005) Sovetskii dendi. Siuzhet dlia nebol'shogo romana. Seans, no. 21/22: Trudno byt' bogom. February. [online] Available at: http://seance.ru/n/21-22/yubiley-sergey-yutkevich/yutkevich/ (accessed 24.09.2018). (In Russ.).

Bulgakowa, O. (2014) Cine-weathers: Soviet Thaw cinema in the international context. In: The Thaw: Soviet society and culture during the 1950s and 1960s / ed. by D. Kozlov, E. Gilburd. Toronto ; Bufallo ; London, University of Toronto Press. xii, 512 p. Pp. 436–481.

Cervantes, B. and Zhatkin, D. N. (2018) Sergei Yutkevich’s film Othello in reviews in Mexican press in the 1950s. In: XXVII Shekspirovskie chteniia 2018 (27th Shakespeare Readings 2018) : Paper abstracts. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 186 p. Pp. 59–60.

Conroy Moore, T. A. (2012) Kozintsev’s Shakespeare films: Russian political protest in “Hamlet” and “King Lear”. Jefferson, NC, McFarland & Co. viii, 194 p.

Crowl, S. (2014) Screen adaptations: Shakespeare’s Hamlet: The relationship between text and film. London ; New Delhi ; New York ; Sydney, Bloomsbury Arden Shakespeare. xviii, 154 p.

Davies, A. (1994) Filming Othello. In: Shakespeare and the moving image: The plays on film and television / ed. by A. Davies, S. Wells. Cambridge, Cambridge University Press. xii, 266 p. Pp. 196–210.

Gamlet (1964). KinoPoisk [online] Available at: https://kinopoisk.ru/film/44457/ (accessed 24.09.2018). (In Russ.).

Gaydin, B. N. (2017) «Otello» Sergeia Yutkevicha v kontekste mirovoi kinoshekspiriany. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 6, pp. 88–100. [online] Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/626 (accessed 24.09.2018). DOI: 10.17805/trudy.2017.6.10 (In Russ.).

Gillespie, D. (2004) Adapting foreign classics : Kozintsev’s Shakespeare. In: Russian and Soviet film adaptations of literature, 1900–2001: Screening the word / ed. by S. Hutchings, A. Vernitsky. London ; New York, Routledge. 228 p. Pp. 75–89.

Howard, T. (2010) “My travail’s history”: Perspectives on the roads to “Othello”, Stratford-upon-Avon 1959. Shakespeare Bulletin, vol. 28, no. 1: “If you have writ your annals true”: Shakespeare and the archive, pp. 93–110.

Khazan, L. (2013) Syn kinorezhissera Grigoriia Kozintseva doktor istoricheskikh nauk Aleksandr Kozintsev: «Mnogie stseny v kartinakh ottsa naveiany kievskimi vospominaniiami. Cherez nikh prokhodit odin i tot zhe obraz — izmuchennogo, zatravlennogo cheloveka obstupaet glumiashchaiasia tolpa, oblivaia ego pomoiami...» / L. Khazan (corr.), A. G. Kozintsev. Bul'var Gordona, May 14, no. 20 (420). [online] Available at: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s20_66118/8126.html (accessed 24.09.2018). (In Russ.).

Kratkaia istoriia sovetskogo kino (1969) : [1917–1967] : A textbook / A. Groshev, S. Ginzburg, I. Dolinskii et al. ; ed. by V. Zhdan. Moscow, Iskusstvo Publ. 615 p. (In Russ.).

Lipkov, A. I. (1975) Shekspirovskii ekran. Moscow, Iskusstvo Publ. 351 p. (In Russ.).

Moldavskii, D. M. (1975) S Maiakovskim v teatre i kino : Kniga o S. Iutkeviche. Moscow, VTO Publ. 399 p. (In Russ.).

Osborne, L. E. (1995) Filming Shakespeare in a cultural thaw: Soviet appropriations of Shakespearean treacheries in 1955–56. Textual Practice, vol. 9, issue 2, pp. 325–347. DOI: 10.1080/09502369508582224

Otello (1955). KinoPoisk [online] Available at: https://kinopoisk.ru/film/42842/ (accessed 24.09.2018). (In Russ.).

Pregelj, Z. (2011) Sergei Yutkevich: Othello — Отелло (1955). Russian Film, March 1. [online] Available at: http://russianfilm.blogspot.ru/2011/03/sergei-yutkevich-otello-1955-17.html (accessed 14.09.2018).

Tatspaugh, P. (2007) The tragedies of love on film. In: The Cambridge companion to Shakespeare on film / ed. by R. Jackson. 2nd edn. Cambridge, Cambridge University Press. xii, 349 p. Pp. 141–164.

Vystorobetz, A. I. (1981) Evgenii Andrikanis. Moscow, Iskusstvo Publ. 248 p. (In Russ.).

Weiler, A. H. (1960) Screen: Russian version of ‘Othello’: Shakespeare adaptation opens at the 55th St. English Voices used for showing here. The New York Times, May 16. [online] Available at: http://nytimes.com/movie/review?res=9A04E7DB153DE333A25755C1A9639C946191D6CF (accessed 14.09.2018).

Welles, O. and Bogdanovich, P. (1992) This is Orson Welles. New York : HarperCollins. xxxv, 533 p.

Woll, J. (2000) Real images: Soviet cinemas and the Thaw. London, Tauris. xvi, 267 p.

Yutkevich, S. (1957) My way with Shakespeare. Films and Filming, vol. 4, no. 1, p. 8, 32.

Yutkevich, S. I. (1973a) «Otello», kakim ia ego uvidel. In: Yutkevich S. I. Shekspir i kino. Moscow, Nauka Publ. 271 p. Pp. 193–222. (In Russ.).

Yutkevich, S. I. (1973b) Fil'mografiia. In: Yutkevich S. I. Shekspir i kino. Moscow, Nauka Publ. 271 p. Pp. 223–270. (In Russ.).

Yutkevich, S. I. (1973c) Vvedenie v temu. In: Yutkevich S. I. Shekspir i kino. Moscow, Nauka Publ. 271 p. Pp. 5–13. (In Russ.).

Yutkevich, S. I. (1973d) Ot grazhdanina Keina do sera Dzhona Fal'stafa, ili kratkaia istoriia velichiia i padeniia mistera Orsona Uellsa. In: Yutkevich S. I. Shekspir i kino. Moscow, Nauka Publ. 271 p. Pp. 71–113. (In Russ.).

Yutkevich, S. I. (1973e) O trekh «Gamletakh», odnoi «Ofelii», dvukh klounakh i Prizrake. In: Yutkevich S. I. Shekspir i kino. Moscow, Nauka Publ. 271 p. Pp. 33–70. (In Russ.).

Yutkevich, S. I. (1991) Sobranie sochinenii : in 3 vols. Moscow, Iskusstvo Publ. Vol. 2. 479 p. (In Russ.).

Zingerman, B. (1956) Shekspir i sovremennyi teatr (so Vsesoiuznoi Shekspirovskoi konferentsii). Teatr, no. 7, pp. 117–126. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru