Методология социально-исторического познания: подход Кембриджской школы интеллектуальной истории

Дауд Эсенбаевич Кадыров

Аннотация


В статье рассматриваются некоторые социально-философские проблемы, связанные с применением методов интерпретации истории социальной и политической философии Кембриджской школы интеллектуальной истории (К. Скиннер, Дж. Покок, Дж. Данн).

Методология Кембриджской школы отличается от других методов изучения истории идей тем, что исследователи сосредоточиваются на языках политической мысли, ее дискурсах. Общей установкой подхода Кембриджской школы является то, что язык рассматривается как неотъемлемая часть той реальности, которую он описывает.

Разъясняются основные принципы контекстуализма К. Скиннера, критикующего устоявшиеся методы понимания истории идей и отстаивающего собственную концепцию преднамеренности авторских высказываний. Дается описание особенностей подхода Дж. Покока, Дж. Данна и К. Скиннера в рамках общих теоретико-методологических установок Кембриджской школы интеллектуальной истории.

Скиннер уделял основное внимание языку, использованию понятий и идей. Для Покока же важны языковые конвенции, которые являются основным объектом исследования его исторического анализа. Таким образом, историки Кембриджской школы подчеркивают, что авторы не только теоретизируют, но и совершают собственное речевое высказывание, преобразуя историческую реальность. Вот почему так важно учитывать контекст. Даже при определенных различиях в методах и терминологии Скинера и Покока подходы авторов носят одновременно взаимодополняющий и полемический характер и формируют общую методологию Кембриджской школы.


Ключевые слова


социальная философия; контекстуализм; К. Скиннер; Дж. Покок; Дж. Данн; Кембриджская школа

Полный текст:

PDF

Литература


Атнашев, Т., Велижев, М. (2015) «Context is king»: Джон Покок — историк политических языков // Новое литературное обозрение. № 134 (4). С. 21–41.

Скиннер, Кв. (2002) The State // Понятие государства в четырех языках / сб. статей ; под ред. О. Хархордина. СПб. : Издательство Европейского университета, Летний сад. 218 с. С. 12–74.

Asbach, O. (2002) Von der Geschichte politischer Ideen zur «History of Political Discourse»? Skinner, Pocock und die «Cambridge School» // Zeitschrift für Politik. № 12 (2). Pp. 637–667.

Bevir, M. (2011) Chapter 1. The Contextual Approach // The Oxford Handbook of the History of Political Philosophy / Ed. by G. Klosko. Oxford : Oxford University Press. 840 p. Pp. 11–24.

Blackledge, P. (2006) Reflections on the Marxist Theory of History. Manchester, UK : Manchester University Press. 232 p.

Bocardo, C. E. (2007) Intencion, Convencion y Contexto El giro contextual: The Contextual Shift: Cinco Ensayos De Quentin Skinner Y Seis Comentarios / Ed. by C. E. Bocardo. Madrid : Editorial Tecnos. 424 p. P. 305–366.

Dunn, J. (1969) The Political Theory of John Locke. Cambridge : Cambridge University Press. 190 p.

Dunn, J. (1985) Rethinking Modern Political Theory. Cambridge : Cambridge University Press. 154 p.

Freeden, M. (1986) Liberalism divided. Oxford : Clarendon Press. 399 р.

Mulsow, M., Mahler, A. (2010) Die Cambridge School der politischen Ideengeschichte, Berlin. 286 s.

Pallonen, K. (1997) Quentin Skinner’s Rhetoric of Conceptual Change // History of the Human Sciences. Vol. 10. № 2. P. 61–80.

Pocock, J. G. A. (1987) The Ancient Constitution and the Feudal Law: A Study of English Historical Thought in the Seventeenth Century. Cambridge : Cambridge University Press. 402 p.

Pocock, J. G. A. (2009) The Concept of a Language and the métier d’historien: Some Considerations on Practice // Political Thought and History: Essays on Theory and Method / Ed. by J. G. A. Pocock. Cambridge. 278 p. Pp. 87–105.

Pocock, J. G. A. (2013) Intellectual History // Intellectual History: 5 Questions / Ed. by M. H. Jeppesen, F. Stjernfelt, M. Thorup. Copenhagen : Automatic Press. 200 p. Pp. 143–147.

Skinner, Q. (1969) Meaning and Understanding in the History of Ideas // History and Theory. № 8 (1). Рp. 3–53.

Skinner, Q. (2002) Visions of Politics Volume 1: Regarding Method. Cambridge : Cambridge University Press. 225 p.

Vanheste, J. (2007) Guardians of the Humanist Legacy: The Classicism of T.S. Eliot's Criterion Network and Its Relevance to Our Postmodern World // Philosophy of History and Culture. Vol. 26. / Ed. by Krausz, M. Leiden, The Netherlands : Brill Publ. 542 p. Pp. 9–13.

REFERENCES

Atnashev, T. and Velizhev, M. (2015) «Context is king»: Dzhon Pokok — istorik politicheskikh iazykov. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 134 (4), pp. 21–41. (In Russ.).

Skinner, Kv. (2002) The State. In: Poniatie gosudarstva v chetyrekh iazykakh : collected papers; ed. by O. Kharkhordin. St. Petersburg, Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta, Letnii sad. 218 p. Pp. 12–74. (In Russ.).

Asbach, O. (2002) Von der Geschichte politischer Ideen zur «History of Political Discourse»? Skinner, Pocock und die «Cambridge School». Zeitschrift für Politik, no. 12 (2), pp. 637–667.

Bevir, M. (2011) Chapter 1. The Contextual Approach. In: The Oxford Handbook of the History of Political Philosophy / ed. by G. Klosko. Oxford, Oxford University Press. 840 p. Pp. 11–24.

Blackledge, P. (2006) Reflections on the Marxist Theory of History. Manchester, UK : Manchester University Press. 232 p.

Bocardo, C. E. (2007) Intencion, Convencion y Contexto El giro contextual. In: The Contextual Shift: Cinco Ensayos De Quentin Skinner Y Seis Comentarios / ed. by C. E. Bocardo. Madrid, Editorial Tecnos. 424 p. Pp. 305–366.

Dunn, J. (1969) The Political Theory of John Locke. Cambridge, Cambridge University Press. 190 p.

Dunn, J. (1985) Rethinking Modern Political Theory. Cambridge, Cambridge University Press. 154 p.

Freeden, M. (1986) Liberalism divided. Oxford, Clarendon Press. 399 r.

Mulsow, M. and Mahler, A. (2010) Die Cambridge School der politischen Ideengeschichte. Berlin. 286 s.

Pallonen, K. (1997) Quentin Skinner’s Rhetoric of Conceptual Change. History of the Human Sciences, vol. 10, no. 2, pp. 61–80.

Pocock, J. G. A. (1987) The Ancient Constitution and the Feudal Law: A Study of English Historical Thought in the Seventeenth Century. Cambridge, Cambridge University Press. 402 p.

Pocock, J. G. A. (2009) The Concept of a Language and the métier d’historien: Some Considerations on Practice. In: Political Thought and History: Essays on Theory and Method / ed. by J. G. A. Pocock. Cambridge. 278 p. Pp. 87–105.

Pocock, J. G. A. (2013) Intellectual History. In: Intellectual History: 5 Questions / ed. by M. H. Jeppesen, F. Stjernfelt and M. Thorup. Copenhagen, Automatic Press. 200 p. Pp. 143–147.

Skinner, Q. (1969) Meaning and Understanding in the History of Ideas. History and Theory, no. 8 (1), pp. 3–53.

Skinner, Q. (2002) Visions of Politics Volume 1: Regarding Method. Cambridge, Cambridge University Press. 225 p.

Vanheste, J. (2007) Guardians of the Humanist Legacy: The Classicism of T. S. Eliot's Criterion Network and Its Relevance to Our Postmodern World. In: Philosophy of History and Culture. Vol. 26. / Ed. by Krausz, M. Leiden, The Netherlands, Brill Publ. 542 p. Pp. 9–13.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.24

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru