Трансформация экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества

Ольга Эмильевна Башина, Екатерина Сергеевна Васютина, Лилия Валериевна Матраева

Аннотация


Исследование дополняет теорию поколений Н. Хоува и Т. Штрауса за счет более полного описания поколения Z (рожденных в 2003–2023 гг.). Отмечаются его особенности и специфика модели экономического поведения, которую авторы систематизируют на основе результатов масштабных социологических исследований молодежи России, проведенных в 2016 г. Сбербанком России и Всероссийским центром исследования общественного мнения. Исследование носит междисциплинарный характер. Впервые в подобном исследовании акцент смещен на особенности формирования экономической модели будущего поколения.

Модель субъекта, принимающего решения, действующего в соответствии с установленными правилами либо вопреки им участвующего в создании и изменении правил, — все это отправная точка анализа экономических процессов и явлений, которые закладываются инициатором экономического развития — человеком. Однако каждое поколение привносит в модель экономического поведения свои черты и имеет свои особенности. Авторы определяют особенности влияния цифровой культуры на социальную модель поведения поколения Z и проблемы ее становления на современном этапе. Сделан акцент на специфику и уникальность модели. В работе представлены четыре основные особенности экономической модели поведения поколения Z, формирующиеся в России.

Сделан вывод об исключительности российской модели, которая может повлечь пересмотр классических экономических моделей, основанных на бихевиоризме: теории спроса, мотивации, накопления и потребления. Авторами на примере России определены возможные риски, которые формируются в рамках новой модели экономического поведения поколения Z, касающиеся поведенческой и потребительской специфики, определены изменения, которые будут проявляться на рынке труда.


Ключевые слова


цивилизационный сдвиг; теория поколений; цифровая экономика; цифровое общество; экономическая модель поведения; трудовая модель; поколение Z; молодежь России

Полный текст:

PDF

Литература


Андреева, Л. Ю., Джемаев, О. Г. (2017) Влияние цифровой экономики на формирование новых трендов на российском рынке труда // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 3. С. 25–32.

Воронцова, Ю. А. (2016) Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3 (72). С. 268–273.

Кулакова, А. Б. (2018) Поколение Z: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. Вып. 2 (42). URL: http://www.vscc.ac.ru/files/journal/issues/vtr-2018-2-42-e85f4e33a0-pokolenie-z-teoreticeskij-ru.pdf (дата обращения: 12.04.2018) DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6

Кун, Т. (1977) Структура научных революций. М. : Прогресс. 310 с.

Куприяновский, В. П., Сухомлин, В. А., Добрынин, А. П., Райков, А. Н. и др. (2017) Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Электронный ресурс] // International Journal of Open Information Technologies. Вып. 5 № 1. URL: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/376 (дата обращения: 12.06.2018).

Носова, С. С., Кужелева-Саган, И. П. (2013) Молодежь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы // Сибирский психологический журнал. № 9. С. 85–96.

Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи: исследование Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) (2016) [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск. № 3265. URL: http://old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=115996 (дата обращения: 26.05.2018).

Пугач, В. Н. (2011) Инновационная экономика, цивилизационный разрыв и система образования // Экономика образования. № 4. С. 103–110.

Шамис, Е., Антипов, А. (2018) Теория поколений [Электронный ресурс] // Психология и бизнес. URL: https://psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 26.07.2018).

Якутин, Ю. В. (2018) Цивилизационный сдвиг требует активной социальной политики государства [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. № 01 (9717). URL: https://www.eg-online.ru/article/363669/ (дата обращения: 26.07.2018).

фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata (2017) [Электронный ресурс] // Янгспейс. № 11. URL: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (дата обращения: 26.05.2018).

Howe, N., Strauss, W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company. 554 p.

Montgomery, K. C. (2007) Generation Digital: Politics, Commerce, and Childhood in the Age of the Internet. Cambridge, MA : The MIT Press. 368 p.

Palfrey, J., Gasser, U. (2008) Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. New York : Basic Book. 335 p.

Phelps, E. S. (1966) Golden Rules of Economic Growth: Studies of Efficient and Optimal Investment. W. W. Norton, New York. 189 р.

Shatto, B., Erwin, K. (2017) Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide // Creative nursing. Vol. 23. Issue 1. P. 24–28.

Tapscott, D. (1999) Growing Up Digital: The rise of the net generation. New York : McGraw-Hill Companies. 338 p.

Tapscott, D. (2008) Growing Up Digital: How the net generation is changing your world. New York : McGrow-Hill. 384 p.

REFERENCES

Andreeva, L. Iu. and Dzhemaev, O. G. (2017) Vliianie tsifrovoi ekonomiki na formirovanie novykh trendov na rossiiskom rynke truda. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, no. 3, pp. 25–32. (In Russ.).

Vorontsova, Iu. A. (2016) Teoreticheskaia osnova teorii pokolenii. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, no. 3 (72), pp. 268–273. (In Russ.).

Kulakova, A. B. (2018) Pokolenie Z: teoreticheskii aspect. Voprosy territorial'nogo razvitiia, vol. 2 (42) [online] Available at URL: http://www.vscc.ac.ru/files/journal/issues/vtr-2018-2-42-e85f4e33a0-pokolenie-z-teoreticeskij-ru.pdf (access date: 12.04.2018). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 (In Russ.).

Kun, T. (1977) Struktura nauchnykh revoliutsii. Moscow, Progress. 310 p. (In Russ.).

Kupriianovskii, V. P., Sukhomlin, V. A., Dobrynin, A. P., Raikov, A. N. et al. (2017) Navyki v tsifrovoi ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniia. International Journal of Open Information Technologies, vol. 5, no. № 1 [online] Available at: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/376 (access date: 12.06.2018). (In Russ.).

Nosova, S. S. and Kuzheleva-Sagan, I. P. (2013) Molodezh' v setevom informatsionno-kommunikativnom obshchestve: zarubezhnye podkhody k izucheniiu problem. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, no. 9, pp. 85–96. (In Russ.).

Pokolenie Selfie: piat' mifov o sovremennoi molodezhi: issledovanie Vserossiiskogo tsentra issledovaniia obshchestvennogo mneniia (VTsIOM) (2016). Press-vypusk, no. 3265 [online] Available at: http://old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=115996 (access date: 26.05.2018). (In Russ.).

Pugach, V. N. (2011) Innovatsionnaia ekonomika, tsivilizatsionnyi razryv i sistema obrazovaniia. Ekonomika obrazovaniia, no. 4, pp. 103–110. (In Russ.).

Shamis, E., Antipov, A. (2018) Teoriia pokolenii. Psikhologiia i biznes [online] Available at: https://psycho.ru/library/2581 (access date: 26.07.2018). (In Russ.).

Iakutin, Iu. V. (2018) Tsivilizatsionnyi sdvig trebuet aktivnoi sotsial'noi politiki gosudarstva. Ekonomika i zhizn', no. 01 (9717) [online] Available at: https://www.eg-online.ru/article/363669/ (access date: 26.07.2018). (In Russ.).

faktov o sovremennoi molodezhi: issledovanie Sberbanka i Validata (2017). Iangspeis, no. 11 [online] Available at: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (access date: 26.05.2018). (In Russ.).

Howe, N. and Strauss, W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, William Morrow & Company. 554 p.

Montgomery, K. C. (2007) Generation Digital: Politics, Commerce, and Childhood in the Age of the Internet. Cambridge, MA, The MIT Press. 368 p.

Palfrey, J. and Gasser, U. (2008) Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. New York, Basic Book. 335 p.

Phelps, E. S. (1966) Golden Rules of Economic Growth: Studies of Efficient and Optimal Investment. W. W. Norton, New York. 189 p.

Shatto, B. and Erwin, K. (2017) Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide. Creative nursing, vol. 23, issue 1, pp. 24–28.

Tapscott, D. (1999) Growing Up Digital: The rise of the net generation. New York, McGraw-Hill Companies. 338 p.

Tapscott, D. (2008) Growing Up Digital: How the net generation is changing your world. New York, McGrow-Hill. 384 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru