Российская музыкальная оккультура: исследовательский эскиз

Павел Георгиевич Носачев

Аннотация


В статье применяется теория оккультуры британского религиоведа К. Патриджа к реалиям музыкальной культуры. Для этого выделяются несколько форм музыкальной оккультуры, эксплуатирующих темы истернизации, нативизма, экологизма, и типы музыкантов, играющих с ее образами: адепт, коммерческий проект, бриколер.

Под адептом понимается музыкант, являющийся представителем того или иного эзотерического учения; под коммерческим проектом — музыкант или группа, работающая в стиле или направлении, эстетически сформированном оккультурой, при этом эксплуатация ее тем носит чисто коммерческий характер; под бриколером понимается музыкант, обыгрывающий темы оккультуры, главной чертой которого является то, что свое творческое видение он ставит на первое место, иными словами, это творец, создающий свое произведение из подручного материала оккультуры.

Эта схема проецируется на современную российскую музыкальную культуру, рассматриваются примеры всех типов оккультурных влияний в российской музыке и демонстрируется эвристичность теории оккультуры для ее анализа.  Тип музыкантов-адептов рассматривается на примере родноверческого движения, таких групп, как Butterfly Temple, «Сварга», «Алконост», «Аркона», «Твердь». К этому типу относятся музыканты, подвергшиеся серьезному влиянию советского эзотерического андеграунда (А. Ф. Скляр, В. Шумов, С. Курехин). Специфика коммерческих проектов рассматривается на примерах групп «Ария», «Князь» и фестивальной культуры. Творчество бриколеров анализируется на примерах Б. Гребенщикова, С. Калугина, Р. Анчевской и П. Короленко.

В итоге делается вывод, что русская музыкальная культура во многом действует по заложенным на Западе принципам и, так же как и западная, эксплуатирует темы оккультуры, но при этом в творчестве бриколеров обретает свои оригинальные черты.


Ключевые слова


современная музыка; рок-музыка; музыкальная оккультура; западный эзотеризм; родноверие; К. Партридж; С. Калугин; Р. Анчевская; П. Короленко; А. Ф. Скляр

Полный текст:

PDF

Литература


Группа [Электронный ресурс] // Твердь. URL: http://tverd.com/gruppa/ (дата обращения: 24.06.2017).

Носачев, П. Г. (2012) Пролегомены к изучению советского эзотерического подполья 60–80-х годов XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. № 4. С. 39–47.

Рузаков, В. (2013) «Рада и терновник»: «Хороший музыкант — всегда шаман...» [Электронный ресурс] // Darker. 13 апреля URL: http://darkermagazine.ru/page/rada-i-ternovnik-horoshij-muzykant-vsegda-shaman (дата обращения: 24.06.2017).

Свиридов, С. В. (2005) Песни Псоя Короленко // Русская рок-поэзия: Текст и контекст / отв. ред. Ю. В. Доманский. Тверь : ТГУ. 236 с. С. 5–31.

Clifton, C. S. (2016) Contemporary Paganism // The Cambridge Handbook of Western Mysticism and Esotericism / ed. by G. A. Magee. Cambridge : Cambridge University press. 514 p. Рp. 334–343.

Goodrick-Clarke, N. (2002) Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity. New York : New York University Press. 371 p.

Granholm, K. (2012) Metal and Magic: The Intricate Relationship Between the Metal Band Therion and the Magic Order Dragon Rouge // Handbook of New Religions and Cultural Production / ed. by C. M. Cusack. Leiden: Brill. 790 p. Рp. 553–581.

Hanegraaff, W. J. (2006) Esoterica // Dictionary of gnosis and western esotericism / ed. by W. J. Hanegraaf. Leiden : Brill. 1230 p. Рp. 336–340.

Hanegraaff, W. (1996) New Age Religion and Western Culture. Leiden : Brill. 594 p.

Partridge, C. (2004) The Re-Enchantment of the West: Vol. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occultur. London : T&T Clark. 276 p.

Partridge, C. (2015) The Occult and Popular Music // The Occult World / ed. by C. Partridge. London: Routledge. 759 p. Р. 518–525.

REFERENCES

Gruppa. Tverd' [online] Available at: URL: http://tverd.com/gruppa/ (accessed: 24.06.2017) (In Russ.).

Nosachev, P. G. (2012) Prolegomeny k izucheniiu sovetskogo ezotericheskogo podpol'ia 60–80-ykh godov XX veka. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia [St. Tikhon’s University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies], no. 4, pp. 39–47. (In Russ.).

Rusakov, V. (2013) “Rada i Ternovnik”: “Khoroshii muzykant vsegda shaman…”. Darker [online] Available at: http://darkermagazine.ru/page/rada-i-ternovnik-horoshij-muzykant-vsegda-shaman (accessed: 24.06.2017) (In Russ.).

Sviridov, S. V. (2005) Pesni Psoia Korolenko. In: Russkaia rok-poeziia: Tekst i kontekst / ed. by J. V. Domanski. Tver', State university of Tver. 236 p. Pp. 5–31.

Clifton, C. S. (2016) Contemporary Paganism. In: The Cambridge Handbook of Western Mysticism and Esotericism / ed. G. A. Magee. Cambridge, Cambridge University press. 514 p. Pp. 334–343.

Goodrick-Clarke, N. (2002) Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity. New York, New York University Press. 371 p.

Granholm, K. (2012) Metal and Magic: The Intricate Relationship Between the Metal Band Therion and the Magic Order Dragon Rouge. In: Handbook of New Religions and Cultural Production / ed. by C. M. Cusack. Leiden, Brill. 790 p. Pp. 553–581.

Hanegraaff, W. J. (2006) Esoterica. In: Dictionary of gnosis and western esotericism / ed. by W. J. Hanegraaf. Leiden, Brill. 1230 p. Pp. 336–340.

Hanegraaff, W. (1996) New Age Religion and Western Culture. Leiden, Brill. 594 p.

Partridge, C. (2015) The Occult and Popular Music. In: The Occult World. London, Routledge / ed. by C. Partridge. 759 p. Pp. 518–525.

Partridge, C. (2004) The Re-Enchantment of the West: Vol. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occultur. London, T&T Clark. 276 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru