Педология

Антонина Ивановна Ковалева, Мария Анатольевна Степанова

Аннотация


В статье, подготовленной к электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв. наука оказалась наиболее соответствующей задаче создания единой науки о человеке, однако ей не удалось избежать неопределенности в определении предмета исследований, неверной оценки тестирования, приписывания новой науке особых признаков обобщающей исследовательской дисциплины. Все это определило критическое отношение к педологии в СССР и ее запрет в 1936 г. В 1990-х годах в России вновь возникает интерес к педологии, но без ее извращений, характерных для 1930-х годов.


Ключевые слова


педология; комплексная наука о детях; социология молодежи; воспита-ние; тезаурусный подход

Полный текст:

PDF

Литература


Бехтерев, В. М. (1910) Вопросы общественного воспитания. М. : Психо-Неврологический институт. 41 с.;

Блонский, П. П. (1934) Педология. М. : Учпедгиз. 356 с.;

Блонский, П. П. (2000) Педология / под ред. В. А. Сластенина. М. : Владос. 287 с.;

Большой психологический словарь (2003) / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 672 с.;

Выготский, Л. С. (2010) Педагогическая психология. М. : АСТ; Астрель. 672 с.;

Кащенко, В. П. (1990) Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? // Антология педагогической мысли второй половины ХIХ – начала ХХ вв. М. : Педагогика. С. 480–487;

Головин, С. Ю. (1998) Словарь практического психолога. Мн.: Харвест. 113 с.;

Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение. М. : Институт молодежи. 224 с.;

Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская, Н. А. (2016) Социология молодежи: Научная школа Московского гуманитарного университета: в 2 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 442 с.;

Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 526 с.;

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Нац. ин-т бизнеса. 640 с.;

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа (1974): сб. док. 1917–1973 гг. М. : Педагогика. С. 173–175;

Немов, Р. С. (2003) Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.;

Нечаев, А. П. (1917) Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. 3-е изд. Пг. : Тип. П. П. Сойкина. 283 с.;

Пчельникова, Е. Педагология — это… Разбираемся в понятии [Электронный ресурс] // FB.ru. URL: http://fb.ru/article/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii;

Сенченков, Н. П. (2006) Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой половины ХХ века : автореф. дис… д-ра пед. наук. М. 34 с.;

Холл, С. (1925) История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. Б. м.: Пучина. С. 125–141.

References

Bekhterev, V. M. (1910) Voprosy obshchestvennogo vospitaniia. Moscow, Psikho-Nevrologicheskii institut. 41 p. (In Russ.);

Blonskii, P. P. (1934) Pedologiia. Moscow, Uchpedgiz. 356 p. (In Russ.);

Blonskii, P. P. (2000) Pedologiia, ed. V. A. Slastenina. Moscow, Vlados. 287 p. (In Russ.);

Bol'shoi psikhologicheskii slovar' (2003), ed. B. G. Meshcheriakov and V. P. Zinchenko. Moscow, Praim-EVROZNAK. 672 p. (In Russ.);

Vygotskii, L. S. (2010) Pedagogicheskaia psikhologiia. Moscow, AST; Astrel'. 672 p. (In Russ.);

Kashchenko, V. P. (1990) Nuzhno li vydeliat' darovitykh detei iz obshchei massy shkol'nikov? In: Antologiia pedagogicheskoi mysli vtoroi poloviny XX – nachala XX vv. Moscow, Pedagogika. pp. 480–487 (In Russ.);

Golovin, S. Iu. (1998) Slovar' prakticheskogo psikhologa. Minsk, Kharvest. 113 p. (In Russ.);

Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie. Moscow, Institut molodezhi. 224 p. (In Russ.);

Kovaleva, A. I., Lukov, V. A. and Perinskaia, N. A. (2016) Sotsiologiia molodezhi: Nauchnaia shkola Moskovskogo gumanitarnogo universiteta: in 2 vol. Vol. 1. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 442 p. (In Russ.);

Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz. Moscow, Kanon+. 526 p. (In Russ.);

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. Moscow, Nats. in-t biznesa. 640 p. (In Russ.);

Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naia shkola (1974): sb. dok. 1917–1973 gg. Moscow, Pedagogika. Pp. 173–175 (In Russ.);

Nemov, R. S. (2003) Psikhologiia: ucheb. dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii: in 3 bools. 4nd ed. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS. Book 1: Obshchie osnovy psikhologii. 688 p. (In Russ.);

Nechaev, A. P. (1917) Sovremennaia eksperimental'naia psikhologiia v ee otnoshenii k voprosam shkol'nogo obucheniia. 3nd ed. Petrograd, Tip. P. P. Soikina. 283 p. (In Russ.);

Pchel'nikova, E. Pedagologiia — eto… Razbiraemsia v poniatii. FB.ru [online] Available at: http://fb.ru/article/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii;

Senchenkov, N. P. (2006) Pedologicheskie issledovaniia rebenka v otechestvennom pedagogicheskom nasledii pervoi poloviny XX veka : Thesis of Diss. … Doctor of Pedagogy. Moscow. 34 p. (In Russ.);

Kholl, S. (1925) Istoriia odnoi kuchi pesku. In: Kholl S. Ocherki po izucheniiu rebenka. S. i., Puchina. Pp. 125–141 (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.1.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru