Понятие индивидуальности как социокультурная парадигма (эволюция взглядов)

Татьяна Анатольевна Горелова

Аннотация


В статье рассматриваются два процесса, идущие параллельно, — тенденция развития индивидуальности и философское осмысления этой тенденции в разные эпохи. Предполагается, что динамика представлений о сущности и изменении индивидуальности имеет парадигмальную основу, т. е. транслируется от эпохи к эпохе и зависит от угла зрения наблюдателя.

Понятие индивидуальности закладывается в осевое время в античной культуре, понимающей человека как меру всех вещей. Динамика развития индивидуальности — от еврейских пророков и греческих философов до великих христианских мыслителей и деятелей XVI–XVIII вв. — раскрывается в западной культуре. Аристотелевская индивидуальность характеризуется через понимающее познание как внутреннее устремление души к постижению истины. У римских стоиков появляется предчувствие воли как особой самостоятельной способности души. Христианская индивидуальность, первоначально осознающая свою целостность через веру в Абсолют, в конце Средневековья приходит к ощущению дуальности тела и духа, из которой рождается активный субъект Нового времени. Он предстает как индивидуальность, нацеленная на завоевание сущего, — природы и человека. Первоначально, у Канта, познание мира и самопознание имеют одинаковую природу, но позже, у Хайдеггера, научно-техническое понимание мира противопоставляется самораскрытию человека.

Констатируется, что каждый новый виток понимания индивидуальности открывал новый парадигмальный ракурс развития культуры, способствуя оформлению ее новых  отраслей: в Античности — философии, в Средневековье — религии, в Новое время — науки.

cience. 


Ключевые слова


индивидуальное; индивидуальность; метафизика; парадигма; история философии; осевое время

Полный текст:

PDF

Литература


Аристотель (1976). Соч. : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. 550 с.

Вейдле, В. В. (2011) Задача России. Минск : Белорусская православная церковь. 512 с.

Гегель, Г. (1993) Лекции по истории философии. СПб. : Наука. Кн. 3. 583 с.

Горелов, А. А. (2006) Индивидуальность и эволюция. М. : Изд-во ИФ РАН. 162 с.

Доброхотов, А. Л. (1986) Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. : Изд-во Моск. ун-та. 248 с.

Дюркгейм, Э. (1991) О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука. 575 с.

Конева, А. В. (2011) Концептуализация индивидуального в европейской теоретической рефлексии // Известия Российск. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. № 132. С. 185–197.

Кун, Т. (1975) Структура научных революций : пер. с англ. М. : Прогресс. 287 с.

Марк Аврелий (1993). Наедине с собой. Размышления. М. : Наука. 248 с.

Ницше, Ф. (1909) Полн. собр. соч. : в 15 т. М. : Московское книжное издательство. Т. 2. 432 с.

Реале, Дж., Антисери, Д. (1994) Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб. : ТОО ТК «Петрополис». 336 с.

Сартр, Ж.-П. (1953) Экзистенциализм — это гуманизм. М. : Изд-во иностранной литературы. 126 с.

Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. (1995) Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. М. : Школа-Пресс. 384 с.

Слотердайк, П. (2001) Мыслитель на сцене. Материализм Ницше // Ницше, Ф. Рождение трагедии / сост., ред., общ. ком. А. А. Россиус. М. : Ad Marginem. 736 с. С. 547–724.

Тернер, Ф. М. (2016) Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше / под ред. Р. Лофтхауса; пер. с англ. Т. О. Новиковой. М. : Кучково поле. 384 с.

Уиллер, Г. (2016) Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма : пер. с англ. 3-е изд., стереотип. М. : Смысл. 463 с.

Фихте, И. (1993) Соч. : в 2 т. СПб. : Мифрил. Т. 1. 546 с.

Фуко, М. (1977) Слова и вещи. Археология гуманитарных наук : пер. с фр. М.: Прогресс. 488 с.

Хайдеггер, М. (1988) Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича. М. : Прогресс. 552 с. С. 261–313.

Хайдеггер, М. (2009) Парменид. СПб. : Владимир Даль. 384 с.

Шеллинг, Ф. (1936) Система трансцендентального идеализма. Л. : ОГИЗ : Соцэкгиз. 502 с.

Ясперс, К. (1994) Смысл и назначение истории : пер. с нем. М. : Республика. 527 с.

REFERENCES

Aristotel' (1976). Soch. : in 4 vol. Moscow, Mysl'. Vol. 1. 550 p. (In Russ.).

Veidle, V. V. (2011) Zadacha Rossii. Minsk, Belorusskaia pravoslavnaia tserkov'. 512 p. (Jn Russ.).

Gegel', G. (1993) Lektsii po istorii filosofii. St. Petersburg, Nauka. B. 3. 583 p. (In Russ.).

Gorelov, A. A. (2006) Individual'nost' i evoliutsiia. Moscow, IF RAN Publ. 162 p. (In Russ.).

Dobrokhotov, A. L. (1986) Kategoriia bytiia v klassicheskoi zapadnoevropeiskoi filosofii. Moscow, Mosk. un-t Publ. 248 p. (In Russ.).

Diurkgeim, E. (1991) O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii. Moscow, Nauka. 575 p. (In Russ.).

Koneva, A. V. (2011) Kontseptualizatsiia individual'nogo v evropeiskoi teoreticheskoi refleksii. Izvestiia Rossiisk. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena, no. 132, pp. 185–197. (In Russ.).

Kun, T. (1975) Struktura nauchnykh revoliutsii, transl. by Engl. Moscow, Progress. 287 p. (In Russ.).

Mark Avrelii (1993). Naedine s soboi. Razmyshleniia. Moscow, Nauka. 248 p. (In Russ.).

Nitsshe, F. (1909) Poln. sobr. soch. : in 15 vol. Moscow, Moskovskoe knizhnoe izdatel'stvo. Vol. 2. 432 p. (In Russ.).

Reale, Dzh. and Antiseri, D. (1994) Zapadnaia filosofiia ot istokov do nashikh dnei. I. Antichnost'. St. Petersburg, TOO TK «Petropolis». 336 p. (In Russ.).

Sartr, Zh.-P. (1953) Ekzistentsializm — eto gumanizm. Moscow, Izd-vo inostrannoi literatury. 126 p. (In Russ.).

Slobodchikov, V. I. and Isaev, E. I. (1995) Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiia cheloveka: Vvedenie v psikhologiiu sub"ektivnosti : ucheb. posobie dlia vuzov. Moscow, Shkola-Press. 384 p. (In Russ.).

Sloterdaik, P. (2001) Myslitel' na stsene. Materializm Nitsshe. In: Nitsshe, F. Rozhdenie tragedii, comp., ed. by A. A. Rossius. Moscow, Ad Marginem. 736 p. Pp. 547–724. (In Russ.).

Terner, F. M. (2016) Evropeiskaia intellektual'naia istoriia ot Russo do Nitsshe, ed. R. Loftkhausa, transl. by English by T. O. Novikova. Moscow, Kuchkovo pole. 384 p. (In Russ.).

Uiller, G. (2016) Geshtal'tterapiia postmoderna: za predelami individualizma, transl. by Engl. 3nd ed. Moscow, Smysl. 463 p. (In Russ.).

Fikhte, I. (1993) Soch. : in 2 vol. St. Petersburg, Mifril. Vol. 1. 546 p. (In Russ.).

Fuko, M. (1977) Slova i veshchi. Arkheologiia gumanitarnykh nauk, transl. by Fr. Moscow, Progress. 488 p. (In Russ.).

Khaidegger, M. (1988) Evropeiskii nigilizm. In: Problema cheloveka v zapadnoi filosofii : comp. P. S. Gurevich. Moscow, Progress. 552 p. Pp. 261–313. (In Russ.).

Khaidegger, M. (2009) Parmenid. St. Petersburg, Vladimir Dal'. 384 p. (In Russ.).

Shelling, F. (1936) Sistema transtsendental'nogo idealizma. Leningrad, OGIZ, Sotsekgiz. 502 p. (In Russ.).

Iaspers, K. (1994) Smysl i naznachenie istorii, transl. by Germ. Moscow, Respublika. 527 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.1.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru