Социокультурная адаптация пожилых в Университете серебряного возраста

Марина Георгиевна Солнышкина, Сергей Александрович Подгорный

Аннотация


Cтатья посвящена анализу социокультурной адаптации граждан старшего поколения в условиях смены медико-социальных, помогающих подходов на культурно-институциональную парадигму активного долголетия. Авторами разработаны принципы социокультурной адаптации пожилых в Университете серебряного возраста, содержащие префигуративные элементы культуры социально-педагогического взаимодействия. Показано, что в структуру социокультурной адаптации пожилого человека как субъекта адаптации (адаптация в повседневной жизни, адаптация в социальной среде, способность к выстраиванию отношений) входят образовательные потребности. Проведено исследование структуры образовательных потребностей и интересов как фактора социокультурной адаптации пожилых и диагностической базы социокультурного проектирования Университета серебряного возраста. Сформирован социокультурный портрет пожилого человека г. Дубны в аспекте образовательных потребностей и интересов. В ходе исследования выделена значительная группа пожилых людей, испытывающих при высоком уровне образования нереализованные образовательные потребности в финансовой, цифровой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, а также в сфере социальной безопасности, что препятствует их социально-культурной адаптации в динамично меняющемся обществе. Авторами концептуализировано понятие «социокультурный капитал пожилых. выявлена конфигурация данного ресурса, определены возможности его формирования в структуре образовательных программ.


Ключевые слова


пожилые; социокультурная адаптация пожилых, Университет серебряного возраста; принципы социокультурной адаптации пожилых; образовательные потребности пожилых; социокультурный капитал как фактор адаптации пожилых; тиражирование социокультурной практики

Полный текст:

PDF

Литература


Аникеева, О. А., Сизикова, В. В., Фомина. С. Н. (2017) Социальные аспекты образовательных потребностей граждан старшего поколения // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. № 4 (13) [Электронный ресурс] // Сайт Центра инновационных технологий и социальной экспертизы. URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2017/12/Аникеева-Фомина-Сизикова.4-17.pdf (дата обращения: 25.12.2022).

Батаева, Е. В., Попова, О. А. (2017) Социокультурный капитал вынужденных мигрантов: теория и проблемы измерения // Вестник Харьковского национального университета им. Н. В. Карамзина. Вып. 39. С. 41–52.

Богдан, С. В. (2012) Концептуальное содержание понятия «социокультурный капитал» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 4 (32). С. 50–55.

Бондаренко, И. Н. (2001) Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики : дис. … канд. пед. наук. М. : Московский государственный университет культуры и искусства. 186 с.

Бурдье, П. (2002) Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. № 5. С. 60–74.

Былинская, А. А. (2021) Цифровая грамотность пожилого населения: методологические основания исследования // Старшее поколение современной России / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с. С. 710–714.

Григорьева, И. А. (2021) Старение и пожилые люди в современной российской социологии // Старшее поколение современной России / под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с. С. 20–24.

Ковалева, А. И. (2022) Социализация личности: норма и отклонение. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 444 с.

Мид, М. (1988) Культура и мир детства. Избранные произведения: пер. с англ. М. : Наука. 1988. 429 с. С. 350–360.

Левинтов, А. Е. (2015) Серебряный университет: Исследование SEDec: серия авторских концепций [Электронный ресурс] // Московская школа управления. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/SEDeC_2015-01_rus.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

Левинтов, А. Е. (2020) Опыт педагогической деятельности в Московском Серебряном университете // Актуальные проблемы образования : сб. / сост. А. Е. Левинтов ; ред. И. Д. Михайлова. Ярославль : Ремдер. 190 с. С. 127–130.

Подгорный, С. А., Солнышкина, М. Г. (2022) Университет серебряного возраста «Дубна» — реализация социальной миссии образования [Электронный ресурс] // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. Вып. 1 (33). С. 1–8. URL: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2022/07/01-Podgorny_Solnyshkina.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

Солнышкина, М. Г., Новикова, Ю. С. (2018) Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области) // Знание. Понимание. Умение. № 1. C. 38–46. DOI:10.17805/zpu.2018.1.3

Старшее поколение современной России (2021) / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru