Основные направления домашнего обучения за рубежом: генезис и типология

Ирина Васильевна Кощиенко, Лариса Игоревна Покровская

Аннотация


В статье анализируется смысл понятия «домашнее обучение» («хоумскулинг»), которое часто используется российскими авторами в публикациях, посвященных «семейному образованию». Это одна из  вариативных форм обучения ребенка, основанная на желании родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье.

Авторы раскрывают генезис идей домашнего обучения и типологию домашнего обучения за рубежом. Среди педагогических направлений выделяются наиболее распространенные: классическое образование (classical education); освобождение от школ (deschooling soсiety); радикальный анскулинг (unschooling). Анализ трансформации указанных направлений охватывает период от 1920-х гг. до наших дней. При этом анализируются труды известных зарубежных специалистов в исследуемой области. Подробно изложена позиция философов, педагогов, практиков, изучавших проблему домашнего обучения за рубежом. Среди них: идеи И.   Иллича,  Дж. Холт, Р. Мур, Д.  Мур, Д. Сайерс. Общим для них является убеждение в том, что каждая семья, желающая самостоятельно дать своим детям образование, не уступающее качеством школьному, вполне может с этой задачей справиться. В этой связи использование возможностей семейного образования, представляется весьма актуальным и в системе отечественного образования.


Ключевые слова


хоумскулинг; семейное образование; домашнее обучение; история педагогики; история западной педагогики; И. Иллич; Дж. Холт; Р. Мур; Д. Сайерс

Полный текст:

PDF

Литература


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : по сост. на 2014 год: с коммент. юристов (2014). М. : Эксмо. 800 с.

Анскулинг (2011) [Электронный ресурс] // Альтернативная педагогика. 25 мая. URL: http://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/25/unschooling/ (дата обращения: 06.11.2014).

Дескулизация (2011) [Электронный ресурс] // Альтернативная педагогика. 24 мая. URL: http://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/24/deschooling/ (дата обращения: 02.11.2014).

Иллич, И. (2006) Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир : пер. с нем. и англ. М. : Просвещение. 149 с.

Коротков, А. (2001) Кто стряхнет со школы паутину страха? Заметки о педагогических воззрениях Джона Холта [Электронный ресурс] // Первое сентября. № 69. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200106906 (дата обращения: 01.11.2015).

Кощиенко, И. В., Покровская, Л. И. (2015) Семейное образование как вариантивная форма обучения // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 187–193. DOI: 10.17805/zpu.2015.4.17

Руссо, Ж.-Ж. (1981) Эмиль, или О воспитании // Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика. Т.1. 665 с. С. 25–244.

Холт, Дж. (1996) Причины детских неудач : пер. с англ. СПб. : Кристалл ; Дельта. 442 с.

Moore, R. S., Moore, D. (1986) When Education Becomes Abuse: A Different Look at the Mental Health of Children // Journal of School Health February. Vol. 56, № 2. P. 73–75. DOI: 10.1111/j.1746-1561.1986.tb01178.x

REFERENCES

Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» : po sost. na 2014 god: s komment. iuristov (2014). Moscow, Eksmo. 800 p. (In Russ.)

Anskuling (2011). Al'ternativnaia pedagogika, 25 May [online] Available at: http://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/25/unschooling/ (access date: 06.11.2014). (In Russ.)

Deskulizatsiia (2011) Al'ternativnaia pedagogika, 24 May [online] Available at: http://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/24/deschooling/ (access date: 02.11.2014). (In Russ.)

Illich, I. (2006) Osvobozhdenie ot shkol. Proportsional'nost' i sovremennyi mir. Moscow, Prosveshchenie. 149 p. (In Russ.)

Korotkov, A. (2001) Kto striakhnet so shkoly pautinu strakha? Zametki o pedagogicheskikh vozzreniiakh Dzhona Kholta. Pervoe sentiabria, no. 69 [online] Available at: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200106906 (access date: 01.11.2015). (In Russ.)

Koshchienko, I. V. and Pokrovskaia, L. I. (2015) Semeinoe obrazovanie kak variantivnaia forma obucheniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 187–193. DOI: 10.17805/zpu.2015.4.17 (In Russ.)

Rousseau, J.-J. (1981) Emil', ili O vospitanii. In: Rousseau, J.-J. Pedagogicheskie sochineniia : in 2 vols. Moscow, Pedagogika. Vol. 1. 665 p. Pp. 25–244. (In Russ.).

Holt, J. (1996) Prichiny detskikh neudach. St. Petersburg, Kristall, Del'ta. 442 p. (In Russ.).

Moore, R. S. and Moore, D. (1986) When Education Becomes Abuse: A Different Look at the Mental Health of Children. Journal of School Health February, vol. 56, no. 2, pp. 73–75. DOI: 10.1111/j.1746-1561.1986.tb01178.x




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru