Общество потребления и ценности российской цивилизации

Анна Владимировна Костина

Аннотация


Содержание современной социокультурной реальности изменяется столь стремительно, что ее осмысление становится затруднительным. Одним из понятий, введенных в практику достаточно давно, но остающихся операциональными, хотя и подвергающимися переосмыслению по настоящее время, является понятие «общество потребления». Еще три десятилетия назад этот термин воспринимался как атрибутивный исключительно западному обществу и наделялся негативными значениями.

В статье анализируются особенности ценностной системы западного общества потребления и степень ее соответствия экономической системе Евроатлантической цивилизации. Сегодня очевидно, что общество потребления — явление достаточно универсальное, оно возникает там и тогда, где формируется рыночная экономика, становится устойчивым товарное изобилие, появляется потребность — для поддержания темпов производства товаров и услуг — в расширенном их потреблении, для чего посредством рекламы и СМИ формируется новый тип индивида — человек потребляющий.

Несмотря на то, что общество потребления в большей степени было характерно для развитых экономик западных стран, в СССР его развитие осуществлялось в тот же послевоенный период достаточно высокими темпами. В России того времени также присутствовал товарный фетишизм, но он существенно корректировался не только внутренними ценностными установками, но и наличием дефицита. Сегодня же ситуация в экономике России совершенно иная. Товарное изобилие и отсутствие дефицита в полной мере коррелируют с целенаправленной деятельностью СМИ по формированию установок на расширенное потребление. Система кредитования, общественное мнение, реклама целенаправленно формируют у россиян ценность потребления. Однако, социокультурная система России, по-прежнему в значительной степени опирающаяся на складывающиеся поколениями ценности, находятся в неполном взаимодействии, а подчас и противоречит с принципами свободной конкуренции.

Делается вывод о том, что основной целью государства должно быть формирование активной и творческой личности, а не человека-потребителя.


Ключевые слова


ценности; общество потребления; Россия; российская цивилизация; российские ценности; потребительское общество; западная цивилизация; западные ценности; свободная конкуренция

Полный текст:

PDF

Литература


В Америке почти половина еды уходит на помойку [Электронный ресурс] // Медицина 2.0. URL: http://www.med2.ru/story.php?id=15103 (дата обращения: 12.09.2016).

Глазьев, С. Ю. (2010) Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М. : Экономика. 255 c.

Глазьев, С. Ю. (2011) Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М. : Издательский дом «Экономическая газета». 575 c.

Данилевский, Н. Я. (1991) Россия и Европа. М.: Книга. 576 с.

Девочка ЦУМа больше никого не называет лохом (2007) [Электронный ресурс] // BBC.Russian.com. 09 августа. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6938000/6938466.stm (дата обращения: 12.09.2016).

Джеймисон, Ф. (2000) Постмодернизм и общество потребления [Электронный ресурс] // Логос. № 4. URL: интернет-журнал. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm (дата обращения: 12.09.2016).

Ильин, В. И. (2008a) Общество потребления как форма капиталистического развития [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М. : Институт социологии РАН ; Российское общество социологов. Диск CD, ISBN 978-6-89697-157-3.

Ильин, В. И. (2008b) Потребление как дискурс. СПб. : Интерсоцис. 446 с.

Каган, М. С. (1997) Философская теория ценности. СПб. : Петрополис. 205 с.

Ильинский, И. М. (2016) О «правильном образовании» и новом министре» // Вузовский вестник. № 17 (257). С. 8.

Кондратьев, К. Я. (2005) Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия. № 10. С. 60–65.

Костина, А. В. (2013a) Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. : URSS. 362 с.

Костина, А. В. (2013b) Cовременное развитие культуры и современное экономическое развитие: проблема ценностей и духовных оснований. Доклад [Электронный ресурс] // Культура и глобальные вызовы мирового развития: XIII Международные Лихачевские научные чтения. Секция 4. Экономика и право в контексте мирового культурного развития. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2013_Sbornik/2013_Dokladi/2013_Sec4/008_2013_Sec4.pdf (дата обращения: 12.09.2016).

Куренной, В. (2015) Общество потребления [Электронный ресурс] // ПостНаука. 9 февраля. URL: https://postnauka.ru/faq/41327 (дата обращения: 12.09.2016).

Ларошфуко, Ф. де. (1974) Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. де. Характеры. М. : Художественная литература. 572 с.

Рапай, К. (2008) Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему : пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс. 167 с.

Софронов-Антомони, В. (2002) Производство теории потребления // Знание — сила. № 7. С. 18–25.

Стивенсон, Н. (2002) Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: Контуры XXI века. Реферативный сборник. : в 3 т. / ред. В. П. Малиновский, Ю. И. Игрицкий. М. : ИНИОН РАН. Т. 3. 712 с. С. 5–16.

Baudrillard, J. (1998) The Consumer Society. Myths & Structures. L., Thousand Oaks, N. Y., Delhi : SAGE Publications. 224 р.

Lüdtke, H. (2000) Konsum und Lebensstile // Rosenkranz, D., Schneider, N. F. Konsum. Soziologische, ökonomische und psychologische Perspektiven. Opladen: Leske und Budrich. 350 р. Р. 117–132.

Miles, S. (1998) Consumerism as a Way of Life. London : SAGE Publications. 174 р.

Slater, Ph. E. (1990) The pursuit loneliness American culture at the breaking point. Boston : Beacon Press. 180 p.

REFERENCES

V Amerike pochti polovina edy ukhodit na pomoiku. Meditsina 2.0 [online] Available at: http://www.med2.ru/story.php?id=15103 (access date: 12.09.2016). (In Russ.).

Glaz'ev, S. Yu. (2010) Strategiia operezhaiushchego razvitiia Rossii v usloviiakh global'nogo krizisa. Moscow, Ekonomika. 255 p. (In Russ.).

Glaz'ev, S. Yu. (2011) Uroki ocherednoi rossiiskoi revoliutsii: krakh liberal'noi utopii i shans na «ekonomicheskoe chudo». Moscow, Izdatel'skii dom «Ekonomicheskaia gazeta». 575 p. (In Russ.)

Danilevskii, N. Ya. (1991) Rossiia i Evropa. Moscow, Kniga. 576 p. (In Russ.)

Devochka TsUMa bol'she nikogo ne nazyvaet lokhom (2007). BBC.Russian.com, 9 August [online] Available at: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6938000/6938466.stm (access date: 12.09.2016). (In Russ.)

Jameson, F. (2000) Postmodernizm i obshchestvo potrebleniia. Logos, no. 4 [online] Available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm (access date: 12.09.2016). (In Russ.)

Il'in, V. I. (2008a) Obshchestvo potrebleniia kak forma kapitalisticheskogo razvitiia. In: Materialy III Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa. Moscow, Institut sotsiologii RAN ; Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov, CD, ISBN 978-6-89697-157-3. (In Russ.)

Il'in, V. I. (2008b) Potreblenie kak diskurs. St. Petersburg, Intersotsis. 446 p. (In Russ.)

Kagan, M. S. (1997) Filosofskaia teoriia tsennosti. St. Petersberg, Petropolis. 205 p. (In Russ.)

Ilinskiy, I. M. (2016) O «pravil'nom obrazovanii» i novom ministre». Vuzovskii vestnik, no. 17 (257), pp. 8. (In Russ.)

Kondrat'ev, K. Ya. (2005) Sovremennoe obshchestvo potrebleniia i ego ekologicheskie ogranicheniia. Energiia, no. 10, pp. 60–65. (In Russ.)

Kostina, A. V. (2013a) Massovaia kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. Moscow, URSS. 362 p. (In Russ.)

Kostina, A. V. (2013b) Covremennoe razvitie kul'tury i sovremennoe ekonomicheskoe razvitie: problema tsennostei i dukhovnykh osnovanii. Doklad. Kul'tura i global'nye vyzovy mirovogo razvitiia: XIII Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniia. Sektsiia 4. Ekonomika i pravo v kontekste mirovogo kul'turnogo razvitiia [online] Available at: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2013_Sbornik/2013_Dokladi/2013_Sec4/008_2013_Sec4.pdf (access date: 12.09.2016). (In Russ.)

Kurennoi, V. (2015) Obshchestvo potrebleniia. PostNauka, 9 February [online] Available at: https://postnauka.ru/faq/41327 (access date: 12.09.2016). (In Russ.)

La Rochefoucauld, F. de. (1974) Maksimy. Pascal B. Mysli. Labruyere J. de. Kharaktery. Moscow, Khudozhestvennaia literatura. 572 p. (In Russ.)

Rapaille, C. (2008) Kul'turnyi kod: Kak my zhivem, chto pokupaem i pochemu. Moscow, Al'pina Biznes Books. 167 p. (In Russ.)

Sofronov-Antomoni, V. (2002) Proizvodstvo teorii potrebleniia. Znanie — sila, no. 7, pp. 18–25. (In Russ.)

Stevenson, N. (2002) Globalizatsiia, natsional'nye kul'tury i kul'turnoe grazhdanstvo. In: Globalizatsiia: Kontury XXI veka. Referativnyi sbornik: in 3 vols., ed. by V. P. Malinovskii and Yu. I. Igritskii. Moscow, INION RAN. Vol. 3. 712 p. Pp. 5–16. (In Russ.)

Baudrillard, J. (1998) The Consumer Society. Myths & Structures. L., Thousand Oaks, N. Y., Delhi, SAGE Publications. 224 p.

Lüdtke, H. (2000) Konsum und Lebensstile. In: Rosenkranz, D., Schneider, N. F. Konsum. Soziologische, ökonomische und psychologische Perspektiven. Opladen: Leske und Budrich. 350 p. Pp. 117–132.

Miles, S. (1998) Consumerism as a Way of Life. London, SAGE Publications. 174 p.

Slater, Ph. E. (1990) The pursuit loneliness American culture at the breaking point. Boston, Beacon Press. 180 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru