Дискуссия вокруг подражания языку Шекспира в английской культуре в последней трети XVII — начале XVIII в.

Арсений Игоревич Кузьмичев

Аннотация


Вторая половина XVII в. в Англии — время доминирования французской литературной критической школы, которая в первую очередь видела в произведениях искусства образцы для подражания и воспитания новых поколений аристократов. Шекспир, изображавший на сцене убийства и другие злодеяния, и речи героев которого нередко не соответствовали их социальному статусу плохо подходил на роль воспитателя. Вкус эпохи гораздо больше благоволил к творческому дуэту Фрэнсиса Бомонта и Джона Флетчера, уделявшему серьезное внимание связности сюжетов пьес и изображению правильных манер и поступков.

В это же время впервые актуализировалась проблема совершенствования языка. Ее вероятным катализатором стало сочинение Самюэля Сорбьера о путешествии в Англию (1664). Английские интеллектуалы видели два способа ее разрешения: отстаивание культурной самобытности с опорой на язык третьего сословия и подстройка своего культурного наследия под главенствующие нормы эпохи. Вначале был выбран второй путь, автор статьи иллюстрирует его на примере шекспировских пьес.

Однако в конечном счете возобладало представление о преимуществе языковой модели третьего сословия, отстаиваемое историком Лондонского королевского общества Томасом Спратом и первым английским литературным критиком Томасом Раймером. Последний в выработке своей точки зрения прямо опирался на язык шекспировских пьес. При этом в эпоху Реставрации их аргументация оказалась невостребованной, и лишь во второй половине XVIII в. последующие поколения интеллектуалов смогли утвердить эту модель в качестве основной, тем самым поставив Шекспира в центр новообразованного канона английского языка.

Ключевые слова


У. Шекспир; язык шекспировских текстов; история литературы; английская литература; XVII век; Джон Драйден; Томас Раймер; Томас Спрат; Самюэль Сорбьер

Полный текст:

PDF

Литература


Гадамер, Х.-Г. (1988) Истина и метод: основы философской герменевтики. М. : Прогресс. 704 с.

Davenant, W. (1961) Macbeth. From the Yale manuscript: An edition, with a discussion of the relation of Davenant’s text to Shakespeare’s / ed. by C. Spencer. New Haven : Yale University Press. ix, 226 p.

Dennis, J. (1903) On the genius and writings of Shakespeare // Eighteenth century essays on Shakespeare / ed. by D. N. Smith. Glasgow : James MacLehose and Sons. lxiii, 358 p. P. 25–46.

Dryden, J. (1900) Preface to Troilus and Cressida containing the grounds of criticism in tragedy // Dryden J. Essays : in 2 vols. / ed. by W. P. Ker. Oxford : Clarendon Press. Vol. 1. 414 p. P. 202–229.

Frost, W. (1969) Dryden’s theory and practice of satire // Dryden’s mind and art / ed. by B. King. Edinburgh : Oliver and Boyd. ix, 213 p. P. 189–205.

Halliday, F. E. (1960) The cult of Shakespeare. N. Y. : T. Yoseloff. xiii, 218 p.

Rymer, T. (1956) The critical works of Thomas Rymer / ed. by A. C. Zimansky. New Haven : Yale University Press. li, 299 p.

Shakespeare, W. (1623) Mr. William Shakespeares comedies, histories, & tragedies. L. : Edward Blount ; William Jaggard. 445 p.

Sorbière, S., Sprat, T. (1709) A voyage to England: containing many things relating to the state of learning, religion, and other curiosities of that kingdom by Mons. Sorbière. As also, Observations on the same voyage, by Dr. Thomas Sprat, Lord Bishop of Rochester. With a letter of Monsieur Sorbière’s, concerning the war between England and Holland in 1652: to all which is prefix’d his life writ by M. Graverol. Done into English from the French original. L. : J. Woodward. xix, [1], 190 p.

Taylor, G. (1990) Reinventing Shakespeare: A cultural study from the Restoration to the present. L. : Hogarth Press. 461 p.

The London stage, 1660–1800 (1960–1968) : A calendar of plays, entertainments & afterpieces, together with casts, box-receipts and contemporary comment. Compiled from the playbills, newspapers and theatrical diaries of the period : in 5 parts. Carbondale : Southern Illinois University Press.

Thomas Sprat’s History of the Royal Society of London (1958) / ed. by J. I. Cope, H. Whitmore Jones. L. : Routledge and Kegan Paul. 448 p.

Williamson, G. (1966) The occasion of an essay of dramatic poesy // Essential articles for the study of John Dryden / ed. by H. T. Swedenborg. Hamden, CT : Archon Books. xv, 587 p. P. 65–82.

Yadav, A. Historical outline of Restoration and 18th-century British literature [Электронный ресурс] // George Mason University. URL: http://mason.gmu.edu/~ayadav/historical%20outline/overview.htm (дата обращения: 12.05.2016).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.25

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru