Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ)

Анна-Мария Ариас, Елена Алексеевна Карпова, Татьяна Геннадьевна Кукулите

Аннотация


Статья посвящена анализу динамики изменения профессиональной идентичности студентов вуза. Профессиональная идентичность трактуется как достаточно сложное и неоднозначное понятие, в котором сосредоточены когнитивные, мотивационные и ценностные характеристики, взаимосвязь которых обеспечивает ориентацию в профессиональном выборе и становление личности как компетентного специалиста. Образование в этом процессе занимает одно из ведущих мест. В зависимости от его сроков и содержания оно содействует процессу самоосмысления и самоосуществления личности.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению содержания и структуры профессиональной идентичности студентов вуза первых — пятых курсов. Исследование проведено на базе Санкт-Петербургского академического университета в 2014/2015 учебном году. Теоретической основой исследования выступает концепция о профессиональной идентичности как интегративном понятии.

В качестве показателей профессиональной идентичности студентов рассматриваются уровни профессиональной идентичности — кризис идентичности, мораторий, диффузная идентичность, достигнутая позитивная идентичность, псевдоидентичность. Исследование показало, что становление профессиональной идентичности в период обучения в вузе представляет собой неравномерный процесс, профессиональная идентичность студентов изменяется в зависимости от продолжительности обучения. Так, первый (48,8%), третий (51,9%) и пятый (39,6%) курсы сопровождаются ярко выраженным уровнем кризиса профессиональной идентичности. Наиболее стабильными в отношении становления профессиональной идентичности являются второй (38,8%) и четвертый (28,2%) курсы обучения. Исследование студентов пятого курса показало, что для этой категории наиболее характерна позиция моратория (39,6%). Диффузный вид идентичности (34,8%) свидетельствует о том, что возможен кризис профессиональной идентичности в связи с переходом от периода студенчества к профессиональной деятельности.


Ключевые слова


профессиональная идентичность; профессиональное обучение; кризис идентичности; студенты; диффузная идентичность; достигнутая позитивная идентичность; псевдоидентичность

Полный текст:

PDF

Литература


Аксенова, Н. М. (2004) Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе : дис. … канд. психол. наук. Кемерово. 137 с.

Денисова, О. В. (2008) Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза : дис. … канд. психол. наук. Уфа. 218 с.

Ермолаева, Е. П. (2008) Психология социальной реализации профессионала. М. : Изд-во Института психологии РАН. 347 с.

Ермолаева, Е. П. (2010) Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 1. С. 33–36.

Карпова, Е. А. (2015) Социальный капитал личности в перспективе развития гуманитарного образования // Инновационная наука. № 3. С. 131–133.

Кирьянова, Е. Н. (1995) Психология формирования личности профессионала // Психологический журнал. Т. 16. № 4. С. 26–34.

Коулман, Дж. (2001) Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 122–139.

Кукулите, Т. Г. (2015) Проблема жизненного самоопределения в психологии // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века : сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. Г. А. Костин, Г. В. Гетманова, И. А. Усова. СПб : Санкт-Петербургский университет управления и экономики. 554 с. С. 190–194.

Кули, Ч. Х. (2000) Человеческая природа и социальный порядок : пер. с англ. М. : Идея-Пресс ; Дом интеллектуальной книги. 320 с.

Мид, Дж. (2009) «I» и «Me» как фазы Я // Мид Дж. Избранное : сб. переводов / сост. и переводчик В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко. М. : ИНИОН РАН. 290 с. С. 170–177.

Позняков, В. П. (2015) Концепция психологических отношений человека: пространственный и временной аспекты // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 228–238. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.19

Трандина, Е. Е. (2006) Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 225 с.

Федотова, Л. М. (2011) Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. Кемерово. 272 с.

Федотова, Н. Н. (2013) Концепции идентичности в условиях нелинейной социокультурной динамики // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 52–62.

Шнейдер, Л. Б. (2001) Профессиональная идентичность. М. : МОСУ. 256 с.

Эриксон Э. (2006) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. М. : Флинта ; МПСИ ; Прогресс. 342 с.

Marcia, J. E. (1980) Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N. Y. : John Wiley. 845 р. P. 159–187.

Tajfel, H. (1982) Instrumentality, identity and social comparisons // H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge University Press. 546 р. Р. 483–505.

Tajfel, H., Turner, J. C. (1986) The social identity theory of inter-group behavior // S. Worchel, L. W. Austin (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chigago: Nelson-Hall. 369 р. Р. 7–24.

REFERENCES

Aksenova, N. M. (2004) Lichnostnye kharakteristiki ego-identichnosti kak faktor professional'nogo samoopredeleniia studentov v vuze : Dissertation … Candidate of Psychology. Kemerovo. 137 p. (In Russ.).

Denisova, O. V. (2008) Stanovlenie professional'noi identichnosti studenta-medika v obrazovatel'nom protsesse vuza : Dissertation. … Candidate of Psychology. Ufa. 218 p. (In Russ.).

Ermolaeva, E. P. (2008) Psikhologiia sotsial'noi realizatsii professionala. Moscow, Izd-vo Instituta psikhologii RAN. 347 p. (In Russ.).

Ermolaeva, E. P. (2010) Printsip preventivnoi otsenki professional'noi identichnosti spetsialistov v protsesse obucheniia i perepodgotovki. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, no. 1, pp. 33–36. (In Russ.).

Karpova, E. A. (2015) Sotsial'nyi kapital lichnosti v perspektive razvitiia gumanitarnogo obrazovaniia. Innovatsionnaia nauka, no. 3, pp. 131–133. (In Russ.).

Kir'ianova, E. N. (1995) Psikhologiia formirovaniia lichnosti professional. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 16, no. 4, pp. 26–34. (In Russ.).

Coleman, J. (2001) Kapital sotsial'nyi i chelovecheskii. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 122–139. (In Russ.).

Kukulite, T. G. (2015) Problema zhiznennogo samoopredeleniia v psikhologii. In: Rol' intellektual'nogo kapitala v ekonomicheskoi, sotsial'noi i pravovoi kul'ture XXI veka : sb. nauch. tr. uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii, ed. G. A. Kostin, G. V. Getmanova and I. A. Usova. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet upravleniia i ekonomiki. 554 p. Pp. 190–194. (In Russ.).

Cooley, Ch. H. (2000) Chelovecheskaia priroda i sotsial'nyi poriadok,. Moscow, Ideia-Press, Dom intellektual'noi knigi. 320 p. (In Russ.).

Mead, G. H. (2009) «I» i «Me» kak fazy Ia. In: Mead, G. H. Izbrannoe : sbornik perevodov, comp. and trasl. V. G. Nikolaev, ed. D. V. Efremenko. Moscow, INION RAN. 290 p. Pp. 170–177. (In Russ.).

Pozniakov, V. P. (2015) Kontseptsiia psikhologicheskikh otnoshenii cheloveka: prostranstvennyi i vremennoi aspekty. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 228–238. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.19 (In Russ.).

Trandina, E. E. (2006) Stanovlenie professional'noi identichnosti u studentov iuridicheskogo vuza : Dissertation… Candidate of Psychology. Yaroslavl'. 225 p. (In Russ.).

Fedotova, L. M. (2011) Formirovanie professional'noi identichnosti studentov v protsesse obucheniia v vuze: Dissertation… Candidate of Pedagogy. Kemerovo. 272 p. (In Russ.).

Fedotova, N. N. (2013) Kontseptsii identichnosti v usloviiakh nelineinoi sotsiokul'turnoi dinamiki. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 52–62. (In Russ.).

Shneider, L. B. (2001) Professional'naia identichnost'. Moscow, MOSU. 256 p. (In Russ.).

Erikson, E. (2006) Identichnost': iunost' i krizis, transl. by English. Moscow, Flinta; MPSI; Progress. 342 p. (In Russ.).

Marcia, J. E. (1980) Identity in adolescence. In: Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N. Y., John Wiley. 845 р. Pp. 159–187.

Tajfel, H. (1982) Instrumentality, identity and social comparisons. In: H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge University Press. 546 р. Рp. 483–505.

Tajfel, H. and Turner, J. C. (1986) The social identity theory of inter-group behavior. In: S. Worchel, L. W. Austin (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chigago: Nelson-Hall. 369 р. Рp. 7–24.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru