Тезаурусный подход в изучении конфессиональной культуры (на примере католиков Сибири)

Татьяна Геннадьевна Недзелюк

Аннотация


Изучение конфессиональной культуры представляет собой актуальное направление в современных социокультурных исследованиях. Понимание особенностей мышления, детерминирование поведенческих стереотипов невозможно без выявления шкалы системы ценностей, а потому в исследовании конфессиональных сообществ мы полагаем целесообразным руководствоваться положениями тезаурусного подхода. Конфессиональное сообщество католиков Сибири представляет собой интересный и нетривиальный объект для исследования, так как, с одной стороны, является воплощением западного типа христианства и связано с религиозным центром вне Российского государства; с другой стороны — являет собой часть и институт регионального сообщества сибиряков. Цель данной статьи — определить круг элементов тезауруса, характерных для локального конфессионального сообщества.

Католические общины в Сибири возникли в середине XIX столетия. Переселенцами из западных регионов Российской империи были основаны католические приходы и выстроены храмы в сибирских городах: в Иркутске — в 1825 г., в Томске — в 1833 г., в Омске — в 1861 г., в Красноярске — в 1857 г., в Чите — в 1875 г. Исследование проведено на материалах архивных коллекций Российского государственного исторического архива, государственных архивов Новосибирской и Томской областей, Красноярского края.

Центр тезаурусной конструкции занимает представление о себе или образ «МЫ», представление о вероисповедной принадлежности как факторе дихотомии «свой — чужой». Адаптация к новым природно-климатическим и социокультурным условиям происходила постепенно, в течение жизни нескольких поколений. Политические и социальные катаклизмы не могли не сказаться на образе жизни представителей конфессионального сообщества сибирских католиков, однако ядро тезаурусной конструкции — картина мира — сохранилось благодаря аксиологически значимым факторам.

Литургические праздники и календарная обрядность несли осевую системообразующую нагрузку, регулярно в течение календарного и литургического года напоминая о принадлежности к западной конфессиональной традиции, обозначая «инаковость». Ценностные установки передавались от поколения к поколению, что обусловило наличие компонентов тезауруса в распределении гендерных ролей и в поколенческом дискурсе, в отношении к собственности. Представление о добре и зле формировалось под воздействием литературы, имевшейся в личных и приходских библиотеках Барнаула, Красноярска, Новониколаевска, Минусинска, Омска, Иркутска, Тобольска, Томска, Омска.

Не все компоненты тезауруса очевидны и «лежат на поверхности», однако только их комплексное выявление и изучение может способствовать пониманию и объяснению нюансов конфессиональной культуры.


Ключевые слова


тезаурус; тезаурусный подход; конфессиональное сообщество; конфессиональная культура; Сибирь; католики

Полный текст:

PDF

Литература


Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 12.04.2016).

Захаров, Н. В., Луков, А. В. (2006) Школа тезаурусного анализа // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 231–233.

Ковалева, А. И. (2015) Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 348–353.

Крих, А. А. (2012) История и этническая идентичность поляков п. Деспотзиновки // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития / отв. ред. Т. Н. Золотова, В. В. Слабодцкий. Омск : Наука. Ч. 1. 466 с. С. 401–404.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Гуманитарные науки: теория и методология. № 1. С. 93–100.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Национальный институт бизнеса. 782 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Национальный институт бизнеса. 640 с.

Мосунова, Т. П. (2008) Отец Валериан Громадский — штрихи к портрету сибирского пастыря // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития / отв. ред. Т.Н. Золотова, В.В. Слабодцкий. Омск : Наука. Ч. 1. 392 с. С. 414–421.

Недзелюк, Т. Г. (2016) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830–1917 гг.). Новосибирск : Изд-во СибАГС. 307 с.

Разъяснение циркулярного распоряжения Министерства народного просвещения (1887) // Сибирский вестник. 19 августа. С. 2.

Розов, Н. С. (1998) Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета. 292 c.

Скоробогатова, Н. Н. (2013) Воспроизводство и сохранение этноконфессиональных традиций ссыльными поляками: на материалах Енисейской губернии // Проблемы польско-российской истории и культурный диалог / отв. ред. М. Волос, Н. П. Матханова. Новосибирск : Изд-во Ин-та истории СО РАН. 576 с. С. 313–320.

Смирнова, Т. Б. (2000) Основные итоги изучения современных этнических процессов у немцев Западной Сибири // История и культура Сибири: материалы отчетной сессии Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии РАН / отв. ред. Н. А. Томилов. Омск : Наука. 330 с. С. 95–97.

REFERENCES

Federal'nyi zakon ot 26 sentiabria 1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznykh ob’edineniiakh» (deistvuiushchaia redaktsiia, 2016). Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (access date: 12.04.2016). (In Russ.).

Zakharov, N. V. and Lukov, A. V. (2006) Shkola tezaurusnogo analiza. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 231–233. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2015) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsializatsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 348–353. (In Russ.).

Krikh, A. A. (2012) Istoriia i etnicheskaia identichnost' poliakov p. Despotzinovki. In: Sibirskaia derevnia: istoriia, sovremennoe sostoianie, perspektivy razvitiia, ed. T. N. Zolotova and V. V. Slabodtskii. Omsk, Nauka. Vol. 1. 466 p. Pp. 401–404. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2004) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh. Gumanitarnye nauki: teoriia i metodologiia, no. 1, pp. 93–100. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. Moscow, Natsional'nyi institut biznesa. 782 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. Moscow, Natsional'nyi institut biznesa. 640 p. (In Russ.).

Mosunova, T. P. (2008) Otets Valerian Gromadskii — shtrikhi k portretu sibirskogo pastyria. In: Sibirskaia derevnia: istoriia, sovremennoe sostoianie, perspektivy razvitiia, ed. T. N. Zolotova and V. V. Slabodtskii. Omsk, Nauka. Vol. 1. 392 p. Pp. 414–421. (In Russ.).

Nedzeliuk, T. G. (2016) Konfessional'noe soobshchestvo katolikov Sibiri: vliianie mirovozzreniia na povsednevnuiu zhizn' (1830–1917 gg.). Novosibirsk, SibAGS Publ. 307 p. (In Russ.).

Raz’iasnenie tsirkuliarnogo rasporiazheniia Ministerstva narodnogo prosveshcheniia (1887). Sibirskii vestnik, August 19, p. 2. (In Russ.).

Rozov, N. S. (1998) Tsennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniia i sotsial'nye prilozheniia konstruktivnoi aksiologii. Novosibirsk, Izd-vo Novosibirskogo universiteta. 292 p. (In Russ.).

Skorobogatova, N. N. (2013) Vosproizvodstvo i sokhranenie etnokonfessional'nykh traditsii ssyl'nymi poliakami: na materialakh Eniseiskoi gubernii. In: Problemy pol'sko-rossiiskoi istorii i kul'turnyi dialog, ed. M. Volos and N. P. Matkhanova. Novosibirsk, Izd-vo In-ta istorii SO RAN. 576 p. Pp. 313–320. (In Russ.).

Smirnova, T. B. (2000) Osnovnye itogi izucheniia sovremennykh etnicheskikh protsessov u nemtsev Zapadnoi Sibiri. In: Istoriia i kul'tura Sibiri: materialy otchetnoi sessii Omskogo filiala Ob"edinennogo instituta istorii, filologii i filosofii RAN, ed. N. A. Tomilov. Omsk, Nauka. 330 p. Pp. 95–97. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru