Практика взаимодействия государства и предпринимательских структур в транспортной отрасли РФ посредством использования контрактов жизненного цикла

Софья Александровна Сазыкина, Юлия Леонидовна Растопчина, Владимир Иванович Болтенков, Юлия Владимировна Болтенкова

Аннотация


В статье рассматривается практика взаимодействия государства и предпринимательских структур в процессе реализации транспортных проектов РФ на основе контрактов жизненного цикла. Контракт жизненного цикла (КЖЦ) определяется как наиболее эффективная долгосрочная форма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Целью данной статьи является исследование особенностей взаимодействия государства и предпринимательских структур посредством КЖЦ (при реализации проектов транспортной отрасли РФ), а также обзор зарубежной практики данного вида партнерства. КЖЦ проекты получили популярность в Европе. Внедрение механизма КЖЦ в процессы взаимодействия государства и бизнеса позволило европейским странам снизить бюджетную нагрузку и уменьшить сроки строительства объектов вдвое.

В России опыт использования КЖЦ был перенят частично. Сфера применения КЖЦ в РФ ограничена: в нее не включены объекты здравоохранения, культуры, спорта, образования, обслуживание военной техники, объекты использования атомной энергии, тюремные объекты и т. п. Механизм КЖЦ здесь активно реализуется пока только в транспортной отрасли при содействии Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Однако, по сравнению с зарубежными проектами в модели КЖЦ в РФ существует ряд особенностей: вклад бизнес-партнера заказчика составляет только 20–30%, происходит двойная система контроля за исполнителем, проекты реализуются только в отношении федеральных трасс, доступ к информации о реализации проектов закрыт. Однако в условиях нехватки финансирования именно КЖЦ способствует реализации государственных услуг по предоставлению бесплатного качественного уровня сервиса на дорогах населению страны.

Авторы полагают, что решение уже этих узконаправленных проблем подтолкнет инвесторов к активному участию в КЖЦ-проектах, а государство — не только к выполнению своих публичных функций, но и к широкомасштабному процессу обновления транспортной инфраструктуры.


Ключевые слова


взаимодействие государства и предпринимательских структур; государственно-частное партнерство; контракты жизненного цикла; транспортная инфраструктура; SPV-компания

Полный текст:

PDF

Литература


Зусман, Е., Аракелян, К. (2010) Контракт жизненного цикла — новый механизм ГЧП в России [Электронный ресурс] // Институт развития государственно-частного партнерства. URL: http://p3institute.ru/netcat_files/23/25/Kontrakt_zhizn_tsikla.pdf (дата обращения: 21.01.2016).

Изосимов, Д. А., Громова, Е. Г. (2010) Долгосрочные контракты в дорожном хозяйстве как инструмент мотивации, оптимизации рисков и бюджетных расходов // ARS ADMINISTRANDI. № 1. С. 84–92.

Конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения инвестиционного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации «Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск» [Электронный ресурс] // Федеральное дорожное агентство министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://old.rosavtodor.ru/doc/konkurs_piter/konkr_doc_tom_3.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

Государственная компания «Российские автомобильные дороги»: транспортная инфраструктура, государственно-частное партнерство, скоростные дороги [Электронный ресурс] // База готовых презентаций My shared.ru. URL: http://www.myshared.ru/slide/931624/ (дата обращения: 11.02.2016).

Сергеева, С. А. (2014) Контракты жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12639 (дата обращения: 07.02.2016).

Статистическая отчетность (2015) [Электронный ресурс] // Федеральное дорожное агентство министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://rosavtodor.ru/documents/stat-otchet/ (дата обращения: 12.12.2015).

Точка зрения инвесторов. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов. Совместное исследование КПМГ и РСПП (2013) [Электронный ресурс] // ГЧП Институт. Институт развития государственно-частного партнерства. URL: http://p3institute.ru/netcat_files/23/25/Invest_klimat.pdf (дата обращения: 11.01.2016).

CAF is awarded the supply of 302 cars for metro Madrid, including their maintenance (2008) [Электронный ресурс] // CAF. 18 сентября. URL: http://www.caf.net/en/sala-prensa/nota-prensa-detalle.php?e=31 (дата обращения: 12.12.2015).

Experience [Электронный ресурс] // BAM PPP. URL: http://www.bamppp.com/experience?search_api_views_fulltext=&page=1 (дата обращения: 12.12.2015).

Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] // U.S. Department of Transportation. The Federal Highway Administration. URL: http://www.fhwa.dot.gov/ipd/p3/index.htm (дата обращения: 21.11.2015).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru