Изучение поэтического языка. Явление синестезии

Ольга Геннадьевна Мукина

Аннотация


Данная статья посвящена особенностям работы с поэтическими текстами в школьном образовании.

В статье описываются различные виды анализа поэтического текста, применяемые в современной школе на уроках литературы. Автор в составе понятия «поэтический язык» рассматривает понятие «синестезия» и ставит целью показать способы изучения данного явления с помощью заданий по его выявлению в речи поэтов, приемы работы с синестезией.

Основной задачей исследования является рассмотрение вариантов изучения синестезии в поэтическом языке на уроках литературы: выявление синестезии в поэтическом языке поэтов XIX–XX вв.; задания, направленные на объяснение функции синестезии в создании поэтического текста или же предполагающие анализ синестетических контекстов с точки зрения их морфологической и синтаксической организации.

Отмечается, что включение в понятийный словарь школьного литературоведения термина «синестезия» будет активно способствовать продуктивному изучению поэтического языка. Автором объясняется, какие умения и навыки учащихся формируются и совершенствуются. Также в исследовании отмечается, какой материал стоит отбирать для таких уроков; раскрывается значимость роли учителя, который должен знакомить учащихся с лучшими классическими образцами поэзии.

Результатом работы по анализу поэтического языка в аспекте использования синестезии учащимся может быть выборка по поэтам XIX–XX столетий в сравнительном аспекте.

Рекомендуется обеспечить анализ поэтического текста на межпредметном уровне, т. е. во взаимодействии уроков русского языка и литературы, риторики, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки.

В статье отмечается, что в процессе работы с феноменом синестезии актуализируются знания учащихся о поэтическом языке и его особенностях.


Ключевые слова


уроки литературы в школе; лирика; поэтический язык; синестезия; работа над стихотворным текстом; анализ текста

Полный текст:

PDF

Литература


Есенин, С. А. (1977) Собр. соч. : в 6 т. М. : Худож. лит. Т. 1. 448 с.

Лермонтов, М. Ю. (1989) Полн. собр. соч. М. : Гос. изд-во худож. лит. 598 с.

Лотман, Ю. М. (1983) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л. : Просвещение. 416 с.

Мукина, О. Г. (2010) Речевое выражение синестезии как научная и лингвостилистическая проблема // Вестник Поморского университета (Серия «Гуманитарные и социальные науки»). № 9. С. 190–194.

Левушкина, О. Н., Переверзева, С. В., Григорченко, И. А., Селиверстова, Н. Ф., Курошина, З. В. (2009) Образы-символы художественного текста. Практика лингвокультурологического анализа. Ульяновск : УИПКПРО. 280 с.

Пастернак, Б. Л. (1989) Собр. соч. : в 5 т. М. : Гос. изд-во худож. лит. Т. 1. 671 с.

Психология. Словарь (2014) / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Просвещение. 494 с.

Пушкин, А. С. (1982) Полн. собр. соч. : в 10 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. 1. 949 с.

Томашева, А. А. (2010) Синестезия и ее развитие у детей на учебных занятиях в музыкальной школе : автореф. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 24 с.

Фет, А. А. (1972) Собр. соч. : в 2 т. М. : Худож. лит. Т. 2. 451 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru