Взаимодействия науки и искусства: обзор исследований
Аннотация
В данной статье рассматривается взаимодействие науки и искусства в рамках современного направления сайнс-арт. В центре внимания авторов статьи находятся перспективы развития института науки посредством использования возможностей и средств сайнс-арта, а также расширения взаимодействий между наукой и искусством. Особое внимание уделяется популяризации научных ценностей через развитие интегративных форм науки и искусства. Эмпирическую базу исследования составляют научные статьи и исследования, посвященные современному сотрудничеству науки и искусства.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Буткевич, Н. В., Ерохина, С. А. (2023) Объединение принципов сайнс-арта и технологий фотоискусства при разработке арт-объекта // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Междунар. науч.-практ. конф., 29 мая 2023 г., г. Белгород : сб. ст. Белгород : ООО «ГиК». С. 401–407.
Ван, Я. (2023) Цифровое искусство в средовом дизайне современных городов // Новые коммуникативные технологии и современное белорусское общество : электрон. сб. ст. III Междунар. науч. конф. Новополоцк, 27–28 апр. 2023 г. / Полоц. гос. ун-т имени Евфросинии Полоцкой ; под общ. ред. С. О. Шидловского. Новополоцк : Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой. С. 77–80.
Галкин, Д. В. (2013) Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. Томск : Изд-во Том. ун-та.
Графова, Е. О. (2020) Роль науки в формировании культуры рубежа 19–20 вв. и символики художественного стиля модерн // Культурологический журнал. № 4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nauki-v-formirovanii-kultury-rubezha-19-20-vv-i-simvoliki-hudozhestvennogo-stilya-modern (дата обращения: 02.06.2025).
Громова, В. (2022) Первый манифест «сайнс-арт»: к истории понятия // Искусствознание. № 4. С. 310–331.
Ерохин, С. В. (2012) Теория и практика научного искусства. М. : МИЭЭ. 170 с.
Рассолова, Е. Н. (2022) Сайнс-арт. Хобби или профессия? Особенности профессионализации направления сайнс-арт // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. С. 117–124.
Чистякова, Т. А., Сазонова, А. Л. (2024) Отношение молодежи к популяризации науки: Результаты пилотажного исследования в московском регионе // Науковедческие исследования. № 2. С. 21–41.
Штепа, В. И., Ерохин, С. В., Гагарин, В. Е. (2015) Направления научного искусства: биоарт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12–3. С. 201–209.
Юрманова, Е. А. (2013) Неоинституциональный исследовательский инструментарий современной кооперативной теории и практики // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). Т. 5. № 1. С. 81–91.
Arapaki, X., Koliopoulos, D. (2011) Popularization and teaching of the relationship between visual arts and natural sciences: historical, philosophical and didactical dimensions of the problem // Science & Education. Vol. 20. P. 797–803.
ASPIRES 2: Young people's science and career aspirations, age 10–19 (2020) / L. Archer et al. London : UCL Institute of Education.
Audio-visual tools in science communication: the video abstract in ecology and environmental sciences (2021) / M. Ferreira et al. // Frontiers in Communication. Vol. 6. Front. Commun. 6:596248.
Barnes, B.(2005) The credibility of scientific expertise in a culture of suspicion // Interdisciplinary science reviews. Vol. 30. № 1. P. 11–18.
Barzun, J. (1966) Science as a social institution // Proceedings of the Academy of Political Science. Vol. 28. № 2. P. 3–14.
Berglund, E. (2022) Science, art and other ways of knowing: a proposal from a struggle over a Helsinki green space // Whose Green City? Contested Urban Green Spaces and Environmental Justice in Northern Europe. Cham: Springer International Publishing. P. 145–162.
Braund, M., Reiss, M. J. (2019) The ‘great divide’: How the arts contribute to science and science education // Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education. T. 19. С. 219–236.
Carrier, M. (2010) Scientific knowledge and scientific expertise: epistemic and social conditions of their trustworthiness // Analyse & Kritik. Vol. 32. № 2. P. 195–212.
Chiarello, F., Belingheri, P., Fantoni, G. (2021) Data science for engineering design: State of the art and future directions // Computers in Industry. Vol. 129. P. 103–447.
Cinematic scientific visualization: The art of communicating science (2019) / K. Borkiewicz et al. // ACM SIGGRAPH. Courses. P. 1–273.
Citizen science in the social sciences and humanities: The power of interdisciplinarity (2020) / L. Tauginienė et al. // Palgrave Communications. Vol. 6. № 1. P. 1–11.
Copeland, S., Ross, W., Sand, M. (ed.) (2023) Serendipity science: An emerging field and its methods. Springer Verlag.
Crane, D. (1977) Social structure in a group of scientists: A test of the “invisible college” hypothesis // Social networks. Academic Press. P. 161–178.
Crowder, J. W., Marion, J. S. (2023) Visual research: A concise introduction to thinking visually. London : Routledge. 228 p.
Cybernetic Serendipity: the computer and the arts. A Studio International special issue (1968) / ed. by J. Reichardt. Studio International. 110 p.
Dibbets, J. (2002) Interactions between science and art // Cardiovascular research. Vol. 56. № 3. P. 330–331.
Fadeeva, T. E. (2023) Art & science: an alliance of an artist and a scientist in the space of contemporary culture // Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences. Vol. 25. № 1. P. 101–107.
Fernandez A., Ferrándiz E., León M. D. (2016) Proximity dimensions and scientific collaboration among academic institutions in Europe: The closer, the better? // Scientometrics. Vol. 106. P. 1073–1092.
Forman, J., Damschroder, L. (2007) Qualitative content analysis // Empirical methods for bioethics: A primer. Emerald Group Publishing Limited / ed. by Liva Jacoby ; Laura A. Siminoff. P. 39–62.
LeBlanc, L. (2019) Nicolas Schöffer and the scattered origins of cybernetic art history. Concordia University. URL: https://spectrum.library.concordia.ca/id/eprint/985837/13/LeBlanc_MA_F2019%20-%20redacted.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
Levi, A. F. J. (2023) Applied quantum mechanics. Cambridge University Press. 614 p.
Loveless, N. (2019) How to make art at the end of the world: A manifesto for research-creation. Duke University Press. 176 p.
Merton, R. K. (1938) Science and the social order // Philosophy of science. Vol. 5. № 3. P. 321–337.
Merton, R. K. (1973) The sociology of science: Theoretical and empirical investigations. University of Chicago press. 606 p.
Merton, R. K. (2017) The sociology of knowledge // Society and Knowledge. Routledge. P. 35–66.
Resttvo, S. (1988) Modern science as a social problem // Social problems. Vol. 35. № 3. P. 206–225.
Sawyer, R. K., Henriksen, D. (2024) Explaining creativity: The science of human innovation. Oxford university press.
Smith, C. S. (1970) Art, technology, and science: Notes on their historical interaction // Technology and Culture. Vol. 11. № 4. P. 493–549.
Valladares, L. (2021) Scientific literacy and social transformation: Critical perspectives about science participation and emancipation // Science & Education. Vol. 30. № 3. P. 557–587.
Wilson, B., Hawkins, B. (2019). Art and science in a transdisciplinary curriculum (2019) // CIRCE Magazine: STEAM Edition. Vol. 27.
Zilsel, E. (1942) The sociological roots of science // American journal of sociology. Vol. 47. № 4. P. 544–562.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.12
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/