Гибридные практики себя в пространстве современных антропологических рисков

Елена Владимировна Гилл

Аннотация


В статье анализируются примыкающие практики (термин С. С. Хоружего) как вид практик себя (термин М. Фуко), представляющие собой эклектическое либо систематическое соединение социальных практик с духовными, как антропологический феномен глобальной реальности. В контексте онтологической недостаточности как базовой антропологической характеристики с помощью методологии синергийной антропологии С. С. Хоружего описаны основные топики компенсации недостаточности, размыкаясь в направлении которых человек конституирует себя: онтологическая, онтическая и виртуальная. Цель исследования состоит в определении роли и перспективы примыкающих практик как способа преодоления онтологической недостаточности в контексте антропологических рисков. Показано, что основным видом практик преодоления недостаточности сегодня являются гибридные практики, сочетающие элементы практик духовных и социальных, которые, как показывает автор, противоположны традиционализму

Ключевые слова


примыкающие (гибридные) практики; духовная традиция; практики себя; онтологическая недостаточность; традиционализм; синергийная антропология; антропологические риски

Полный текст:

PDF

Литература


Антощенко, В. И. (2002) Мифологические персонажи в государственном пантеоне духов во Вьетнаме // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 4. С. 108–131.

Быстров, В. Ю. (2001) Человек в мире традиций : монография. Великий Новгород : НовГУ. 159 с.

Гилл, Е. В., Крапчунов, Д. Е. (2024) Традиция во Вьетнаме: реальность или симулякр? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. № 2 (58). С. 241–250.

Горелова, Т. А. (2025) Ностальгия как всеобъемлющая тоска одномерного человека // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 57–69.

Григорьева, Н. В. (2014) Короли Хунги и «изобретение традиций» в истории Вьетнама // Вьетнамские исследования. Т. 1. № 4. С. 227–249.

Делез, Ж. (1995) Логика смысла. М. : Академия. 298 с.

Делез, Ж. (1998) Различие и повторение. СПб. : ТОО ТК «Петрополис». 384 с.

Деррида, Ж. (2000) Письмо и различие. М. : Академический Проект, 2000. 495 с.

Джилани, Аль-, Абд аль-Кадир. (2008) Раскрытие сокрытого: Собрание семидесяти восьми проповедей. М. : ИД «Ансар». 196 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// infopedia.su/12xd700.html (дата обращения: 16.05.2025).

Дугин, А. Г. (2002) Философия Традиционализма. Серия: Новый Университет. М. : Арктогея-Центр. 624 с.

Жвитиашвили, А. Ш. (2016) Новые социальные группы на Западе: общее и особенное // Власть. № 1. С. 118–124.

Интервью с Клео Одзер. (2000) [Электронный ресурс]. URL: https://goatrip.ru/intervju-skleoodzer.htmlysclid=m20b2tu9nd510282152 (дата обращения: 16.05.2025).

Кара-Мурза, С. Г. (2002) Антисоветский проект. М. : Алгоритм,. 283 с.

Крапчунов, Д. Е. (2022) Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям // Ортодоксия. № 3. С. 175–199.

Крапчунов, Д. Е. (2023) Русская культура. История подмены. [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/video/0e8fefa44cdd000d939d1f0964246a8b/ (дата обращения: 16.05.2025).

Лакан, Ж. (1997) Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М. : Русское феноменологическое общество/Логос. 183 с.

Линц, Х. (2018) Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 4 (120). С. 16–62.

Лютынский, А. М. Вечная жизнь и вечная память, но не для всех? К изучению отношения к смерти в раннесоветской России (1919–1924 гг.): по материалам Вологодской и Череповецкой губерний. Доклад на VII международной научной конференции имени С. Я. Лауриккалы «Жизнь и смерть в религиозных культурах». 8 мая 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://elci.ru/wp-content/uploads/2025/04/Programma_Laurikkalovskie-chteniya-2025.pdf (дата обращения: 16.05.2025).

Макаров, А. И., Пигалев А. И. (2002) Традиционализм // История философии. Энциклопедия. Минск : Интерпрессервис Книжный дом. С. 183.

Макаров, А. И. (2001) Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М. Вып. 6. С. 275–283.

Марков, Б. В. (2009) Философская антропология XX столетия // История мировой философии / под ред. А. С. Колесникова. СПб. : Питер. 656 с.

Парибок, А. В. (2013а) Дистанционный курс по индийским традиционным психотехникам [Электронный ресурс]. URL: https:// yandex.ru/video/preview/94895410934204637 (дата обращения: 16.05.2025).

Парибок, А. В. (2013b) Психотехнические методы [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/1331280094471002393 (дата обращения: 16.05.2025).

Парибок, А. В. (2019) Духовные методы индийской йоги (курс по тантре). Лекция № 1. 12 октября 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/video/450c3e7eac0fac99994bd558b14ab0ed/ (дата обращения: 16.05.2025).

Пинчук, А. Н., Тихомирова, Д. А., Вахненко Е. В. (2024) Культурная маргинальность: в поисках новых интерпретаций и методологии исследования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 17–26.

Поначевная, Т. Б. (2025) Монастыринг как новый тренд [Электронный ресурс]. URL: https://b17.ru/article/_monastyring_kak_novyy_trend/ysclid=m9f8lycqtr391234713 (дата обращения: 16.05.2025).

Религия и общество: мониторинг (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения: 16.05.2025).

Смирнов, С. А. (2023) Человек и Цифра, или Соблазн не быть. Антропологическая альтернатива. Новосибирск : ООО «Офсет-ТМ». 384 с.

Фуко, М. (1977) Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М. : Прогресс. 488 с.

Фуко, М. (2007) Герменевтика субъекта. СПб. : Наука. 676 с.

Хобсбаум, Э. (2000) Изобретение традиций / пер. с англ. С. Панарина // Вестник Евразии. № 1. С. 47–62.

Хоружий, С. С. (2015) Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. Т. 1. № 1. С. 131–157.

Хоружий, С. С. (2010) Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассической антропологии // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / отв. ред. С. С. Хоружий. М. : Прогресс-Традиция. С. 217.

Хоружий, С. С. (2008) Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. № 2. С. 10–31.

Хоружий, С. С. (2005) Человек: сущее, трояко размыкающее себя [Электронный ресурс]. URL: http://synergia-isa.ru/lib/lib.htm (дата обращения: 22.08.25).

Эйнштейн, А. (1965) Физика и реальность : сб. ст. М. : Наука. 360 с.

Эйнштейн, А. (2016) Мир, каким я его вижу. М. : АСТ. 200 c.

Элиаде, М. (2000) Трактат по истории религий. В 2 т. / пер. с фр. А. А. Васильева. СПб. : Алетейя. 394 с.

Kelly Liam, C. (2012) The Biography of the Hồng Bàng Clan as a Medieval Vietnamese Invented Tradition. Journal of Vietnamese Studies. Vol. 7. Pp. 87–130.

Odzer, С. (1995) Goa Freaks: My Hippie Years in India. Foxrock. 335 p.

Sedgwick, M. (2004) Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York : Oxford University Press 370 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru