Цивилизационная модель России в контексте геофилософии Н. Я. Данилевского

Юрий Михайлович Резник

Аннотация


Каждой цивилизации соответствует свой план местобытия как исторически устойчивый и культурно опосредованный образ места. Именно об этом размышлял Н. Я. Данилевский. По его мнению, Россия и Запад пошли разными путями цивилизационного развития, используя комбинированные планы местобытия. Автор статьи уточняет, что Запад избрал для себя план имманенции (как присвоение места), с которым связаны, в частности, жестокие по своим последствиям колониальные завоевания, и неоколониальную экспансию в разных уголках мира. Россия же приняла изначально план трансценденции, которому свойственны черты державности, православной духовности и народности. Со временем этот план изменился, пройдя стадию социалистической идеократии (советский период) и трансформировавшись в имманенцию, формально базирующуюся на рынке и либеральной демократии (постсоветский период).

Нынешняя, «смешанная» или комбинированная (имманентно-трансцендентная) модель сдвигает план местобытия в сторону имманенции, ослабляя державное начало и игнорируя трансцендентные основания цивилизации (духовность, народность и пр.). Поэтому на смену ей может прийти новая (возможно, державно-экологическая) модель, которая сможет сохранить державную направленность и разрешить противоречие между планами имманенции и трансценденции посредством реализации критериев экологичности. Но для выработки и воплощения плана экологизации местобытия российской цивилизации необходимо подготовить поколение экспертов и экодеятелей, способных развивать и применять на практике местосберегающие технологии. Только так Россия сможет сохранить государство-цивилизацию и тем самым и укрепить свой державный статус.


Ключевые слова


Н. Я. Данилевский; геософия; геофилософия; планы местобытия; трансценденция; имманенция; ареалы; цивилизационная модель; Россия; культурно-исторический тип; российская цивилизация; этнотипы; державность; корпоративно-элитарное начало

Полный текст:

PDF

Литература


Данилевский, Н. Я. (2024) Россия и Европа. М. : РИПОЛ классик. 768 с.

Евразия и человечество: антология произведений евразийцев 1920–1930-х годов (2024) / сост., коммент., предисл. Р. Р. Вахитова. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта. 568 с.

Резник, Ю. М. (2017) Феноменология человека: бытие возможного : монография. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». 632 с.

Резник, Ю. М. (2020) Два проекта цивилизационного будущего России: Хантингтон против Данилевского (опыт актуальной реконструкции) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 4. С. 10–22.

Смирнов, А. В. (2019) Всечеловеческое vs общечеловеческое. М. : ООО «Садра» : Изд. дом ЯСК. 216 с.

Трубецкой, Н. С. (2024) О государственном устройстве и форме правления // Евразия и человечество: антология произведений евразийцев 1920–1930-х годов / сост., коммент., предисл. Р. Р. Вахитова. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта. С. 264–276.

Эфрон, А. Б. (2024) От советской демократии к имперской идее // Евразия и человечество: антология произведений евразийцев 1920–1930-х годов / сост., коммент., предисл. Р. Р. Вахитова. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта. С. 528–535.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru