Роль света и тени в западной живописи и восприятие пустого пространства

Сюэ Яхуэй

Аннотация


В статье рассматривается эволюция использования света и тени в западной живописи, а также изменение восприятия пустого пространства. Анализируется, как свет и тень развивались от символического элемента в Средние века до ключевого художественного средства в эпоху Возрождения и в  последующих стилях, таких как барокко, импрессионизм и современное искусство. Особое внимание уделяется влиянию культурных и технологических изменений на роль света и пустоты в композиции. Исследование показывает, что современное искусство не только использует свет как средство изображения, но и рассматривает его в качестве самостоятельного объекта художественного восприятия

Ключевые слова


свет; тень; пустое пространство; западная живопись; композиция; искусство; импрессионизм; барокко; перспектива

Полный текст:

PDF

Литература


Васильева, Е. В. (2008) «Естественная магия» света и тени в живописи Караваджо и Дж. Б. Тьеполо. К вопросу о зрелищном характере изобразительного искусства XVII–XVIII вв. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. № 2. С. 119–132.

Корниенко, Н. Н. (2021) Свет и тень как способ передачи пространства и объема в натюрморте // Фундаментальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции (Анапа, 15 мая 2021 г.). Анапа : Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО. С. 125–128.

Иттен, И. (2007) Искусство цвета. М. : Издатель Д. Аронов.

Пестрякова, А. А. (2022) Проблематика света и тени в живописи Якоба ван Лоо. // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства : сборник статей / Российский государственный гуманитарный университет. М. С. 177–187.

Косолапов, К. В., Коробий, Е. Б. (2012) Пустота, пространство, смысл. // Новые идеи нового века : материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ (Хабаровск) / Тихоокеанский государственный университет. Т. 1. С. 500–504.

Adcock, C. E., Turrell, J. (1990) James Turrell: The art of light and space. University of California Press.

Chaney, N. (2017) Book Review: François Jullien, The Great Image Has No Form, or On the Nonobject through Painting. Creative Arts in Education and Therapy (CAET). № 3. Рр. 79–86.

Rossi, O. (2006) Light/Shadow: Lines for an aesthetic reflection. In Logos of Phenomenology and Phenomenology of the Logos. Book Five: The Creative Logos. Aesthetic Ciphering in Fine Arts, Literature and Aesthetics. Рp. 275–293. Dordrecht : Springer Netherlands.

Santini, M. (2023) Where light casts no shadow. One wall, one window, five spaces. Estudo Prévio. № 22. Рp. 71–97.

Smith, P. (2023) Painting coloured shadows: An introduction. Vision Research, 209, 108225.

Weng, C. C. (2018) Shaping shadows: A practice of expansion painting (Doctoral dissertation, University of Southampton).

Xiaodong, L. (2002) The aesthetic of the absent: The Chinese conception of space // The Journal of Architecture. № 7 (1). Рр. 87–101.

Zhao, J. (2013) Art of light and shadow reflected in architecture. Applied Mechanics and Materials, 357. Рр. 100–103.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.2.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru