Анализ формулы красоты на примере куполов храмов Тверской области

Антонина Валериановна Ганичева, Алексей Валерианович Ганичев

Аннотация


Одной из проблем, возникающих при развитии информационного общества, является цифровизация всех сфер жизни. Этот процесс затронет не только экономику, промышленность и сельскохозяйственное производство, но и социологию, культурологию и другие направления гуманитарных наук. Одним из направлений, позволяющих решить данную проблему, является проведение междисциплинарных исследований на основе современных информационных технологий и математических методов. Это направление исследований сближает гуманитарную составляющую жизни общества с другими сферами. 

В статье рассмотрено применение принципов красоты в архитектуре куполов типовых храмов Тверской области. Цель исследования  —  обоснование наличия «золотых углов» и «совершенных треугольников» в форме конструкций куполов и разработка способа построения купола совершенной конструкции. Метод исследования заключается в формировании поверхности купола храма вращением образующей линии вокруг вертикальной оси. Из анализа формы различных куполов в данной статье установлены закономерности в их строении. Получены характерные соотношения для элементов куполов. Для рассмотренных храмов выделены, рассчитаны и выражены через золотую пропорцию и числа Фибоначчи характерные элементы конструкции куполов. Разработанный в настоящей статье способ может быть использован не только при реставрации существующих церквей и храмов, но и при проектировании новых культовых сооружений.


Ключевые слова


образующая линия купола; системы уравнений; числа Фибоначчи; угол; дуга; хорда; радиус

Полный текст:

PDF

Литература


Акимова, М. И., Сальников, Е. М. (2018) Архитектурная типология часовен // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. Т. 20. № 4. С. 9–19. DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-4-9-19.

Бурдин, Е. А., Сафин, К. В. (2021) Православные храмы сел Бирля и Табурное Ульяновской области // Этническая культура. Т. 3. № 4. С. 42–45. DOI 10.31483/r-100337.

Васютинский, Н. А. (1990) Золотая пропорция. М. : Мол. гвардия. 235 с.

Ганичева, А. В. (2005) Неповторимая гармония русских православных храмов // Краеведческая психология. № 5. С. 164–174.

Заграевский, С. В. (2008) Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. М. : АЛЕВ-В. 46 с.

Локонова, Е. Л. (2016) Сакрально-культурологический смысл символики храма. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. № 8 (70). C. 137–140.

Оленьков, В. Д., Колмогорова, А. О., Печерица, Е. В., Павлов, А. М. (2018) Исследование форм и конструкций глав культовых памятников архитектуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. Т. 18. № 3. С. 16–26.

Пермиловская, А. Б. (2016) Деревянный православный храм как воплощение этнокультурного архетипа русской традиционной культуры // Ярославский педагогический вестник. № 2. С. 245–250.

Петров-Спиридонов, Н. А. (2018) Развитие типологии православных храмов в 1990-х — 2010-х годах в отношении к периоду второй половины XIX — начала ХХ веков на примере Тверской области и Твери // Architecture and Modern Information Technologies. № 1 (42). С. 104–120.

Скворцов, А. И. (2021) Сакральная природа белого камня в храмовом строительстве Андрея Боголюбского // Этническая культура. Т. 3. № 3. С. 6–9. DOI 10.31483/r-98924.

Слепцов, Д. О. (2011) Русский православный храм как национальный символ // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. № 4. С. 4.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru