Тезаурусный подход в изучении «евангельского текста» Ф. М. Достоевского
Аннотация
Цель и задачи статьи — на репрезентативных примерах концептуальных статей из словаря-тезауруса («всечеловек», «благодать», «вера» и др.) показать возможности реализации тезаурусного подхода в изучении «евангельского текста» Достоевского. Этот подход подтвердил свою продуктивность в гуманитарной науке ХХI в. и активно используется в качестве универсального инструмента для моделирования тезауруса как структурированного на ценностном основании комплекса терминологически оформленного знания. Терминологический тезаурус «евангельского текста» Достоевского выступает как важная часть тезауруса национальной культуры и литературы в целом. В нем в систематизированном виде представлен корпус понятий, концептов, категорий, с помощью которых раскрывается культурный код русской словесности, а также отражается современное состояние метаязыка этнопоэтики. Соответственно, в словаре-тезаурусе заложены две ключевые характеристики: первая — информативная, достаточная для раскрытия сущности термина, вторая — раскрывает его ценностную ориентацию. Сохраняя изначально интердискурсивный характер, тезаурус «евангельского текста» Достоевского продолжает расширяться как за счет интеграции традиционных литературоведческих категорий с терминами этнопоэтики, генетически и типологически связанными с религиозной философией и богословием, так и благодаря обрастанию базовых понятий новыми значениями, раскрывающими особенности их узуальной и контекстуальной актуализации в христианском контексте русской классической литературы.
Таким образом, в словаре-тезаурусе «евангельского текста» Достоевского наглядно отражается принципиально значимый аксиологический поворот в осмыслении этноконфессиональной специфики картины мира в русской культуре и литературе в целом и в творчестве автора «великого пятикнижия» в частности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Борисова, В. В., Шаулов, С. С. (2022) Терминологический тезаурус евангельского текста Ф. М. Достоевского // Неизвестный Достоевский. Т. 9. № 2. С. 117–135. DOI: 10.15393/j10.art.2022.6122.
Васильев, Д. В. (2014) Исповедь и покаяние в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 12. С. 265–274.
Великосельский, А. В. (2011) Два взгляда на Достоевского: Оскар фон Шульц и Преподобный Иустин (Попович) // Проблемы исторической поэтики. № 9. С. 149–159.
Габдуллина, В. И. (2012) Архетипический мотив «договора с дьяволом» в романах Ф. М. Достоевского: «богоотметное писание» // Проблемы исторической поэтики. № 10. С. 133–142.
Григорьев, Д. (2005). Евангелие и Раскольников // Проблемы исторической поэтики. № 7. С. 297–301.
Джексон, Р.-Л. (2005) Речь Алеши у камня: «целая картина» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 7. С. 277–295.
Достоевский, Ф. М. (1976) Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 14. Братья Карамазовы. Л. : Наука. 511 с.
Достоевский, Ф. М. (1984) Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 26. Л. : Наука, 516 с.
Достоевский, Ф. М. (1985) Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 28/1. Л. : Наука. 543 с.
Дудкин, В. В. (1998) Достоевский и Евангелие от Иоанна // Проблемы исторической поэтики. № 5. С. 339–348.
Есаулов, И. А. (1994) Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Проблемы исторической поэтики. № 3. С. 32–59.
Журавлев, А. П. (2021) Тезаурусный подход как инструмент моделирования лексикосемантической структуры терминополя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 23. № 80. С. 18–22.
Захаров, В. Н. (1994) Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. С. 5–10.
Захаров, В. Н. (1998) Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. № 5. С. 6–30.
Захаров, В. Н. (2005) Ответ по существу // Проблемы исторической поэтики. Вып. 7. С. 5–16.
Захаров, В. Н. (2013) Художественная антропология Достоевского // Проблемы исторической поэтики. № 11. С. 150–164.
Захаров, В. Н. (2019) Тезаурусный анализ и проблема атрибуции редакционных статей в «Гражданине» Достоевского (1873–1874) [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 5. С. 104–116. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1105 (дата обращения: 08.05.2023). DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2019.5.6.
Захаров, В. Н. (2020) Идея этнопоэтики в современных исследованиях // Проблемы исторической поэтики. Т. 18. № 3. С. 7–19.
Захаров, Н. В. (2007) Православный тезаурус русской классической литературы // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. тр. / под ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Вып. 10. 88 c.
Захаров, Н. В. (2009) Тезаурусный подход в современном гуманитарном знании [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1-2. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/117-thesaurus.html (дата обращения: 08.05.2023).
Зограб, И. (1998) Об одном интертексте в «Братьях Карамазовых» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 5. С. 425–441.
Иванов, М. С. (2009) Благодать [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1998–2023). URL: https://www.pravenc.ru/text/149313.html (дата обращения: 08.05.2023).
Казарян, А. Т. (2009) Вера [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1998–2023). URL: https://www.pravenc.ru/text/150359.html (дата обращения: 08.05.2023).
Караулов, Ю. Н. (1981) Лингвистическое конструирование и тезаурус русского языка. М. : Наука, 367 с.
Козлов, М. прот. (2016) Искупление [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1998–2023). URL: https://www.pravenc.ru/text/674968.html (дата обращения: 08.05.2023).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 782 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, В. А. (2018). Тезаурусный подход // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 247–252. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.23.
Луков, В. А. (2019) Применимость тезаурусного подхода в философии и социологии культуры, культурологии и в других социальных и гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 175–183. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.16.
Осокина, Е. А. (2012) Гимнографический «канон» в «форме плана» «Братьев Карамазовых» Достоевского// Проблемы исторической поэтики. № 10. С. 196–202.
Покаяние [Электронный ресурс] // Полный православный богословский энциклопедический словарь (1912) : в 2 т. СПб. : Изд. П. П. Сойкина. Т. 2. 2464 стб. // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/polnyj-pravoslavnyj-bogoslovsko-entsiklopedicheskij-slovar/2168 (дата обращения: 05.05.2023).
Степченкова, В. Н. (2021) Художественная теодицея в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. № 2. С. 107–124.
Тарасов, Ф. Б. (2005) Роль Евангелия в художественном творчестве Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Вып. 7. С. 304–311.
Тарасова, Н. А. (2020) «Воскресение» и «воскрешение» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. № 2. С. 190–216.
Ужанков, А. Н. (2020) Святоотеческое «учение о прилоге» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. № 2. С. 172–189.
Федорова, Е. А. (2021) Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневнике Писателя» (1876) Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. № 1. С. 258–282.
Шараков, С. Л. (2001) Идея спасения в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 6. С. 392–398.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.15
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/