Культурные матрицы пьесы А. Толстого «Зoлoтoй ключик. Сказка для детей»

Евгений Евгеньевич Иванов

Аннотация


Рассмотрение текста пьесы происходит в двух ракурсах: мифологической и инициационной структур. Данная двусоставность обосновывается как сюжетообразуюшая. В общем плане затронуты второстепенные жанровые трансформации в художественном генезисе произведения: авантюрно-сатирический роман-путешествие и гностическая мифопоэтика, которые носят аллюзивный характер. Установлено, что при наличии в пьесе фольклорных элементов доминантной культурной матрицей является лиминальный мифоритуальный комплекс, связанный с солярными мифами о нарождении нового мира. В мифопоэтическом ключе анализируется смысловая функция героя, в результате чего обосновывается его непротиворечивая двуипостасность: трикстер и культурный герой. Отличительная портретная деталь — длинный нос Буратино противопоставляется длинной бороде его антагониста Карабаса Барабаса и загадочному облику Тарабарского короля, что интерпретируется как противоборство яви (солнца, овеществленного в деревьях) и нави (угрожающей, безликой тьмы, чреватой насилием). Изучен метатекстуальный аспект в сравнении пьесы и ее прозаического коррелята. Концовка повести-сказки об обретении персонажами своего театра переходит в сценическую форму, образуя с пьесой метатекст, а виталистический финал пьесы предстает реализацией утопической мечты о «земном рае» — СССР, т. е. открывает новую историческую реальность. Прототеатральная основа данного произведения, трансформируясь в неомиф о Буратино, актуализируется в пафосной действительности советского времени. Вскрытые с помощью семиотического, сравнительного, типологического и диахронического методов исследования архаические корни пьесы придают ей эстетическую ценность как факта европейской культуры.


Ключевые слова


культурный герой; трикстер; мифопоэтика; пьеса; финал; метатекст; лиминальное

Полный текст:

PDF

Литература


Бугаева, Л. Д. (2010) Литература и обряд посвящения. СПб. : Петрополис. 393 с.

Кайуа, Р. В. (2006) В глубь фантастического. Отраженные камни. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха. 276 с.

Ковтун, Н. В. (2004) Становление русской литературной утопии и масонство (творчество М. М. Щербатова) // Сибирский филологический журнал. № 3-4. С. 10–22.

Ларионова, М. Ч. (2006) Архетипическая парадигма: миф, сказка, обряд в русской литературе XIX века : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград. 42 с.

Липовецкий, М. Н. (2003) Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип // Новое литературное обозрение. № 60. С. 252–268.

Настин, И. В. (2010) Некоторые символические, экзистенциальные и евангельские коннотации сказки «Золотой ключик» // Актуальные проблемы психологического знания. № 2 (15). С. 81–91.

Неклюдов, С. Ю. (2020) Тезисы о сказке // Новый филологический вестник. № 3 (54). С. 17–31.

Погребная, Я. В. (2018) Пути и принципы ремифологизации литературы в ХХ–ХХI веках // Миф в истории, политике, культуре : сборник материалов II Международной научной междисциплинарной конференции. Севастополь, 27–28 июня 2018 г. / под ред. О. А. Габриеляна, А. В. Ставицкого, В. В. Хапаева, С. В. Юрченко. 353 с. С. 28–30.

Рылева, А. Н. (2005) О наивном. М. : Академический Проект : Российский институт культурологии. 272 с.

Сакулин, П. Н. (1925) Синтетическое построение истории литературы. М. : Мир. 1925. 118 с.

Толстой, А. Н. (1960) Собр. соч. : в 10 т. М. : ГИХЛ. Т. 8. 568 с.

Фрейденберг, О. М. (1988) Миф и театр. Лекции. М. : ГИТИС. 132 с.

Шляхова, С. С. (2006) Фоносемантическая вселенная // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. № 41. С. 152–163.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru