Распространенность и эффективность служб примирения/медиации в школах России (по данным опроса родителей)

Антон Николаевич Островский, Роман Александрович Чуприков

Аннотация


Статья представляет результаты всероссийского онлайн-опроса родителей, проведенного в 2019–2022 гг.

Ситуация с проявлениями девиантного поведения детей и подростков в школьной среде, по данным актуальных исследований, несмотря на активное развитие служб примирения/медиации в образовательных организациях России, продолжает оставаться сложной.

72% россиян вообще не знакомы с понятием «служба примирения/медиации в образовательных организациях». В структуре случаев, рассматриваемых службами, лидируют ситуации, связанные с наличием конфликта с другими детьми и учителями (21,6%); конфликты, сопровождающиеся нарушением закона, рассматриваются службами всего в 2,8% случаев. Большая часть школьных конфликтов разрешается конфликтующими сторонами самостоятельно (26,2%) или при участии администрации (22,2%) без привлечения служб. Службы принимают на себя функции по первичному рассмотрению конфликтов лишь по данным 21,8% опрошенных. Отмечена значительная доля лиц (50,7%), имеющих опыт взаимодействия со службами в части разрешения конфликтов своих детей или собственных конфликтов с образовательной организацией в тех организациях, где службы существуют.

Есть основания полагать, что наличие служб в структуре школ способствует формированию особой внутриорганизационной культуры, в которой родители констатируют проявления более конструктивных подходов к урегулированию конфликтов; лучшую осведомленность учителей о конфликтных ситуациях; показывают большую удовлетворенность деятельностью образовательной организации по работе с детскими конфликтами (48% против 16% в школах, в которых отсутствуют службы). Частота любых конфликтов выше в организациях, где нет соответствующих служб, по сравнению с аналогичными показателями в школах, имеющих эти подразделения.

Полученные результаты свидетельствуют в целом об эффективности медиативной практики при работе с девиантным поведением, конфликтами и правонарушениями несовершеннолетних. В то же время низкий охват населения как самими службами примирения/медиации, так и информацией об их возможностях свидетельствует о необходимости создания эффективных организационных моделей внедрения медиативных технологий в самые различные процессы реагирования на социальное неблагополучие.


Ключевые слова


службы школьной медиации; школьные службы примирения; информированность; охват населения; конфликты; девиантное поведение; правонарушения

Полный текст:

PDF

Литература


Аналитический доклад «Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации», подготовленный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» [Электронный ресурс] // Школьные службы примирения. URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2021/11/Мониторинг-СШМ-ШСП-Минпросвещения-РФ.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

Андреева, Е. Е., Коротун, А. В., Медведева, Н. А. (2022) Применение медиативных технологий в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра // Социализация детей и подростков в условиях реабилитационного центра: опыт, достижения, проблемы : сб. трудов Международной научно-практической конференции / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет. 225 с. С. 63–68.

Архипкина, А. С. (2020) Развитие школьной медиации в субъектах РФ. Роль профильных НКО (на примере Иркутской области) // Медиация в образовании: поликультурный контекст : материалы II Международной конференции / под ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск : Сибирский федеральный университет. 325 с. С. 13–17.

Барвинская, Т. В. (2020) Эффективность работы студентов в службе примирения и вовлеченность активных студентов в наставничество в ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» // Педагогическое обозрение. № 2 (42). С. 132–133.

Вечерина, О. П., Путалова, И. Б. (2020) Структура российского института медиации: настоящее, прошлое, будущее // Юридические исследования. № 9. С. 47–63. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.9.34287

Голошубова, М. А., Калинина, Е. В. (2021) Медиация и школьные службы примирения: проблемы внедрения и перспективы деятельности // Защита прав ребенка в условиях современных вызовов. Социальные, педагогические и правовые аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С. А. Маскаляновой, О. А. Данковцева, Г. В. Головина. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. 268 с. С. 32–36.

Груздева, Е. А. (2021). Особенности медиативной процедуры при участии детей с ОВЗ в Арктических территориях // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. № 2-1. DOI: 10.24411/2658-3569-2021-10016

Евсеева, Д. А. (2022). Медиативные онлайн-встречи с родителями // Медиация. Молодость. Будущее! : сб. науч. ст. по материалам I Международного фестиваля / под ред. Н. Н. Шевелевой, Л. В. Ножичкиной, Л. В. Носовой. М. : Московский городской педагогический университет; ООО «А-Приор». 90 с. С. 66–68.

Забалканцева, Е. В., Флоренкова, Л. А. (2021) Онлайн-сервис «Forum Pacis» для создания и сопровождения деятельности служб медиации образовательных организаций // Дистанционное обучение: реалии и перспективы : материалы VI всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. Д. Матросовой. СПб. : Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 233 с. С. 57–61.

Карпова, Е. А., Смелова, М. В. (2021) Создание условий для инклюзивного образовательного пространства методами медиации и организации досуговой деятельности студентов // Вестник Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Тульское образовательное пространство. № 3. С. 77–79.

Коновалов, А. Ю. (2012) Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа». 256 с.

Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития (2019) / Е. В. Фролова, Т. М. Рябова, О. В. Рогач, А. В. Зуйкина // Перспективы науки и образования. № 3 (39). С. 227–239. С 230. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17

Кривцова, С., Шапкина, А., Белевич, А. (2016) Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. № 3. С. 97–119.

Маркова, Н. А. (2022) Служба медиации как форма интеграции медиативного подхода в реабилитационные центры для несовершеннолетних // Катановские чтения — 2022 : сб. науч. трудов студентов / под ред. С. А. Кыровой. Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. 284 с. С. 170–171.

Мигунова, А. В. (2021) Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 4 (64). С. 97–104. DOI: 10.52452/18115942_2021_4_97.

Нагибина, Д. М. (2022) Профилактика кибербуллинга в образовательном пространстве // Медиация в образовании: социокультурный контекст : материалы IV Международной конференции / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 238 с. С. 123–128 .

Новикова, М. А., Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2021) Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. № 3. С. 62–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90.

Проект «Мы считаем». «Российские школьники о буллинге и патриотизме в новых реалиях» [Электронный ресурс] // Михайлов и партнеры. URL: https://m-p-a.ru/proekt-myi-schitaem.-%C2%ABrossijskie-shkolniki-o-bullinge-i-patriotizme-v-novyix-realiyax%C2%BB.html (дата обращения: 07.04.2023).

Пустовойт, Н. В., Иптышева, А. И. (2021) Исследование потребностей родителей в создании территориальной службы медиации в г. Абакан // Modern Science. № 11-4. С. 285–292.

Редькина, С. И. (2022) Онлайн-медиация в системе образования // Шаг в историческую науку : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / под ред. Г. А. Кругликова. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет 424 с. С. 402–405.

Смолянинова, О. Г., Алексеева, Е. А., Смолянинов, А. А. (2021) Онлайн-медиация в социализации детей с ОВЗ в условиях Арктики и Крайнего Севера Красноярского края // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 346–361. DOI: 10.26907/esd.16.3.28.

Соболева, Л. А. (2016) Восстановительная медиация в Пермском крае. Итоги масштабного социального эксперимента 2002–2015 годов // Вестник восстановительной юстиции. № 13. С. 19–22.

Турова, О. В., Гонохова, Т. А. (2020) Студенческие службы примирения как модель восстановительной медиации в молодежной среде // Высшая школа: научные исследования : материалы Межвузовского научного конгресса / под ред. А. А. Силиверстовой. М. Инфинити. 94 с. С. 52–62.

Флегонтова, А. В. (2020) Актуальные вопросы, связанные с созданием и деятельностью служб медиации в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа // Право, экономика и управление: актуальные вопросы : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Э. В. Фомина. Чебоксары : Издательский дом «Среда». 368 с. С. 356–359.

Хавкина, А. Л. (2022) Организационные и содержательные аспекты создания и методической поддержки школьных служб примирения: Пермский опыт // Человеческий капитал как фактор социальной безопасности : сб. материалов международной научно-практической конференции / под ред. А. И. Калашникова. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет. 339 с. С. 292–295.

Хломов, К. Д., Давыдов, Д. Г., Бочавер, А. А. (2019) Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. Т. 9. № 2. С. 276–295. DOI: 10. 17759/psylaw.2019090219.

Черненко, Ю. А., Сапрыкина, Д. И. (2018) Феномен буллинга в российских школах: учителя — жертвы // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 3. № 2. С. 136–150.

Шамликашвили, Ц. А., Хазанова, М. А. (2014) Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 2. С. 26–32.

Шелиспанская, Э. В., Привезенцев, А. Г. (2020) Медиативный подход к профилактике межличностных конфликтов в учреждениях интернатного типа // Педагогика и психология в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов / под ред. Ш. М. Арсалиевa, Р. А. Алиханова. Грозный : АЛЕФ. 676 с. С. 627–632.

Das, A., Macbeth, J., Elsaesser, C. Online school conflicts: expanding the scope of restorative practices with a virtual peace room // Contemporary Justice Review. 2019. Vol. 22. No. 4. Pp. 351–370. DOI: 10.1080/10282580.2019.1672047




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru