Телевидение в периоды общественных кризисов

Ирина Анатольевна Полуэхтова, Екатерина Витальевна Овчинская

Аннотация


Статья посвящена исследованию эволюции содержания эфира российского телевидения на протяжении десятилетия с 2012 по 2022 г., в течение которого российское общество пережило три кризиса разного характера — 2014, 2020 и 2022 гг. Эмпирическую базу составили результаты контент-анализа жанровой структуры вещания трех федеральных телеканалов (Первый канал, «Россия 1» и НТВ) за 10 лет.  Жанровая структура вещания напрямую связана с функциями телевидения как социального института. Установлено, что телевидение реагирует на общественные кризисы «сменой приоритетов» в функциях и программировании эфира. Выявлены локальные изменения в жанровом наполнении вещания в периоды каждого кризиса, а также долгосрочные тенденции в программировании федеральных каналов. Показано усиление пропагандисткой направленности телеэфира в качестве долгосрочной тенденции последних 10 лет. При этом кризисные годы становились точками усиления, торможения или разворота этого тренда в зависимости от природы и характера кризиса.


Ключевые слова


телевидение; телевизионный контент; программирование, жанры; жанровая структура вещания; функции телевидения; информация; развлечение; кризис

Полный текст:

PDF

Литература


Акинфеев, С .Н. (2008) Развлекательное телевидение: определение, классификации, жанры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 6. С. 110–124.

Вакурова, Н. В., Московкин, Л. И. (1997) Типология жанров современной экранной продукции : учеб. пособие. М. 62 с.

Декан факультета журналистики МГУ профессор Ясен Засурский видит у прессы три главные цели — информировать, просвещать и развлекать (2002) [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20020111/50621.html (дата обращения: 10.08.2023).

Качкаева, А. Г. (2010) Жанры и форматы современного телевидения. последствия трансформации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 6. С. 42–51.

Коломиец, В. П. (2021) Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. № 6. С. 92–100. DOI: 10.31857/S013216250015558-6

Кройчик, Л. Е. (2000) Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик, С.М. Виноградова, Г.В. Лазутина и др. СПб.: Общество «Знание». 131 с. С. 125–167.

Кузнецов, Г. В. (2004) Так работают журналисты ТВ. М. : Изд-во Московского университета. 400 с.

Муратов, С. А. (2003) Телевизионное общение в кадре и за кадром. М. : Аспект Пресс. 201 с.

Мясникова, М. А. (2009). Специфика жанров телевидения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Вып. 1. Ч. II. С. 250–260.

Полуэхтова, И. А. (2003a) Телеменю и телепотребление [Электронный ресурс] // Отечественные записки. № 4. URL: https://strana-oz.ru/2003/4/telemenyu-i-telepotreblenie (дата обращения: 07.05.2023).

Полуэхтова, И. А. (2003b) Телеменю: комплексный обед или a la carte? // Искусство кино. № 6. С.105–113.

Полуэхтова, И. А. (2015) Как и что мы смотрели в 2014? // Искусство кино. № 4. С. 28–37.

Свитич, Л. Г. (2022) Социология журналистики : учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт. 397 с.

Телевизионная журналистика (2002) / ред. Коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Московского университета : Высшая школа. 299 с.

Уразова, С. Л. (2012) Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей : дис. … д-ра филол. наук. М. 507 с.

Фомичева, И. Д. (2012) Социология СМИ. М. : Аспект Пресс. 360 с.

Цвик, В. Л. (2017) Телевизионная журналистика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 495 с.

Katz, E., Foulkes, D. (1962) On the Use of the Mass Media as “Escape” // Public Opinion Quarterly. Vol. 26. № 3. Pp. 377–388.

Lasswell, H. D. (1948). The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas / ed. by L. Bryson. N.Y. : Harper and Brothers. Pp. 37–51.

Lazarsfeld, P., Merton, R. (1948) Mass Communication, popular taste and organized social action // The Communication of Ideas / ed. by L. Bryson. N.Y. : Harper and Brothers. Pp. 95–118.

McQuail, D. (2010) Mass Communication Theory. 6th ed. London : Sage. 632 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru