Постправда, или Коммуникативная логика цифрового капитализма

Эдуард Евгеньевич Сафронов

Аннотация


В статье автор исследует, как понятие «постправда» функционирует в цифровом капитализме. В качестве исследовательской оптики используются концепции коммуникативного капитализма Джоди Дин, платформенного капитализма Ника Срничека, надзорного капитализма Шошаны Зубофф и др.

Цель статьи — обосновать, что постправда представляет собой коммуникативную логику цифрового капитализма. Утверждается, что постправда является следствием политэкономии цифрового капитализма. Показано, как постправда функционирует в качестве риторической и коммуникативной стратегии и как она продолжает и развивает идеологические основания цифрового капитализма.


Ключевые слова


постправда; цифровизация; коммуникация; идеология; коммуникативный капитализм; капитализм платформ; надзорный капитализм

Полный текст:

PDF

Литература


Афанасов, Н. (2021) «Поздний капитализм» и «цифровой капитализм». К вопросу о пересечении понятий // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 62–73. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.5

Джеймисон, Ф. (2014) Когнитивная картография // Джеймисон, Ф. Марксизм и интерпретация культуры / пер. с англ. О. В. Аронсон, И. В. Борисова, А. А. Горных [и др.] ; отв. ред. А. А. Парамонов М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый. 414 с. С. 335–349.

Зубофф, Ш. (2022) Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти / пер. с англ. А. Ф. Васильева ; под ред. Я. Охонько, А. Смирнова. М. : Издательство Института Гайдара. 784 с.

Найт, П. (2010) Культура заговора: от убийства Кеннеди до «Секретных материалов» / пер. с англ. М. : Ультракультура 2.0. 381 с.

Павлов, А. В. (2018) Образы современности в XXI веке: метамодернизм // Логос. Т. 28. № 6. С. 1–19. DOI: 10.22394/0869-5377-2018-6-1-16

Сафронов, Э. Е. (2020) Концепция коммуникативного капитализма Джоди Дин // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 239–247. DOI: 10.17805/zpu.2020.1.20

Срничек, Н. (2019) Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 128 с.

Франкфурт, Г. Г. (2008) К вопросу о брехне / пер. с англ. М. Ослопа ; под ред. Г. Павловского, И. Чечель. М. : Европа. 120 с.

Фуллер, С. (2021) Постправда: Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Смирнова. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 368 с.

Шпоть, В. В. (2021) Коммуникативный капитализм Джоди Дин: эволюция одной социальной теории // Социология власти. Т. 33. № 1. С. 222–239. DOI : 10.22394/2074-0492-2021-1-222-239

Andrejevic, M. (2013) Infoglut: How Too Much Information Is Changing the Way We Think and Know. London : Routledge. 216 p.

Bene, M. (2017) Go viral on the Facebook! Interactions between candidates and followers on Facebook during the Hungarian general election campaign of 2014 // Information, Communication & Society. № 20 (4). P. 513–529. DOI : 10.1080/1369118X.2016.1198411

Büscher, B. (2021) The Truth about Nature: Environmentalism in the Era of Post-truth Politics and Platform Capitalism. Oakland, California : University of California Press. 240 p.

Craft, S., Ashley, S., Maksl, A. (2017) News media literacy and conspiracy theory endorsement // Communication and the Public. № 2 (4). P. 388–401. DOI : 10.1177/205704731772553

Dean, J. (1998) Aliens in America: Conspiracy Cultures from Outerspace to Cyberspace. Ithaca, New York : Cornell University Press. 226 p.

Dean, J. (2002) Publicity’s Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy. Ithaca, New York : Cornell University Press. 224 p.

Dean, J. (2003) Why the Net is not a Public Sphere // Constellations. № 10 (1). P. 95–112. DOI : 10.1111/1467-8675.00315

Dean, J. (2005) Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics // Cultural Politics. № 1 (1). P. 51–74. DOI : 10.2752/174321905778054845

Dean, J. (2010) Blog Theory. Cambridge, Malden : Polity Press. 143 p.

Dean, J. (2017) Communicative Capitalism and its results. Interview with Jodi Dean [Электронный ресурс] // Communications. Media. Design. № 2 (3). URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7224 (дата обращения: 10.06.2023).

Definition of post-truth adjective from the Oxford Advanced Learner's [Электронный ресурс] // Oxford Learner's Dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/post-truth (дата обращения: 10.06.2023).

Gibson, T. (2018) The Post-Truth Double-Helix: Reflexivity and Mistrust in Local Politics // International Journal Of Communication. № 12. P. 3167–3185.

Gillespie, T. (2014) The Relevance of Algorithms // Media Technologies: Essays on Communication, Materiality, and Society / ed. by T. Gillespie, P. Boczkowski, K. Foot. Cambridge, MA : MIT Press. 339 p. P. 167–194.

Hall, P. A., Soskice, D. (2001) Varieties of Capitalism: The Institutional Foundations of Comparative Advantage. Oxford : Oxford University Press. 560 p.

Harsin, J. (2018a) A critical guide to fake news: From comedy to tragedy // Pouvoirs. № 164 (1). P. 99–119. DOI : 10.3917/pouv.164.0099

Harsin, J. (2018b) Post-Truth and Critical Communication Studies [Электронный ресурс] // Oxford Research Encyclopedias. URL: https://oxfordre.com/communication/display/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-757 (дата обращения: 10.06.2023).

Harsin, J. (2018c) Post-truth populism: The French anti-gender theory movement and cross-cultural similarities // Communication, Culture, and Critique. № 11 (1). P. 35–52. DOI : 10.1093/ccc/tcx017

Jaques, C., Islar, M., Lord, G. (2019) Post-Truth: Hegemony on Social Media and Implications for Sustainability Communication // Sustainability. № 11 (7). P. 1–16. DOI : 10.3390/su11072120

Keyes, R. (2004) The Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York : St. Martin's Press. 312 p.

Lazzarato, M. (1996) Immaterial Labor // Radical Thought in Italy / ed. by P. Virno, M. Hardt. Minneapolis : University of Minnesota Press. 280 p. P. 133–147.

McComiskey, B. (2017) Post-truth rhetoric and composition. Logan, UT : Utah State University Press. 52 p. DOI: 10.2307/j.ctt1w76tbg

McIntyre, L. C. (2018) Post-truth. Cambridge, MA : MIT Press. 240 p.

Stieglitz, S., Dang-Xuan L. (2013) Emotions and Information Diffusion in Social Media—Sentiment of Microblogs and Sharing Behavior // Journal of Management Information Systems. № 29 (4). P. 217–248. DOI : 10.2753/MIS0742-1222290408

Tesich, S. (1992) A government of lies // The Nation. № 254 (1). P. 12–14.

Wood, E. (1999) The Origin of Capitalism. New York : Monthly Review Press. 120 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru