Русские философы конца XIX—ХХ века о безопасности и будущем России как государства-цивилизации

Анатолий Алексеевич Горелов, Татьяна Анатольевна Горелова

Аннотация


В данной работе представлены точки зрения русских философов конца XIX — ХХ в. на проблему: почему Россию можно считать цивилизацией и что является ее ценностно-духовным ядром. Первым на эту тему высказался Н. Я. Данилевский, утверждавший целостность и структурные различия культурно-исторических типов (цивилизаций), к которым относил и Россию. Русскую идею как духовное ядро российской цивилизации рассматривали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и видели в ней соединение разных аспектов: 1) это духовно-социальный проект; 2) включает два уровня — национальный и всемирный; 3) исторически существовало две ее модификации — православная и коммунистическая; 4) в ней заключена мессианская необходимость.

Анализируя историю России, Н. А. Бердяев увидел пять ее отчетливых этапов. Называя каждый из этапов «Россией», русский философ подчеркивает громадность и катастрофичность переходных государственных преобразований, неважно, какой они имели источник — внешний или внутренний. Катастрофичность российской истории он объясняет глубокой противоположностью русского национального характера, в котором всегда сталкиваются два элемента — природное язычество, идущее от стихийности бесконечной русской земли, и православный аскетизм как устремленность к потустороннему миру.  И. А. Ильин в середине ХХ в. рассматривал русскую идею не как теоретическую конструкцию, а как практический способ приобщения к жизни цивилизации. Он считал, что только воля к духу освобождает от духовного сиротства, а обретение родины следует как акт духовного самоопределения.

Два современных русских философа — А. А. Зиновьев и А. С. Панарин — анализируют причины крушения Советского Союза и рассматривают два различных сценария будущего России. Зиновьев считает, что возникновение социалистического государства — случайное исключение в человеческой истории, реализовавшаяся социальная утопия. И крах социализма отбрасывает не только Россию, но и все человечество в прошлое, подрывает надежды на будущее. Выступая с позиции православия, Панарин называет русскую идентичность конфессионально-цивилизационной, ценностно-нормативной и в глубоком смысле — духовной. По его мнению, возможность будущего открывается в единственном случае — новой сакрализации мира, осуществляемой «простым народом» (имеются в виду жители России).


Ключевые слова


цивилизация; духовность; русская идея; патриотизм; православие; Н. Я. Данилевский; Ф. М. Достоевский; В. С. Соловьев; Н. А. Бердяев; И. А. Ильин; А. А. Зиновьев; А. С. Панарин

Полный текст:

PDF

Литература


Бердяев, Н. А. (1990a) Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М. : Наука. 528 с. С. 43–271.

Бердяев, Н. А. (1990b) Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Наука, 1990. 232 с.

Гулыга, А. В. (2003) Русская идея и ее творцы. М. : Эксмо. 446 с.

Данилевский, Н. Я. (1991) Россия и Европа. М. : Книга. 574 с.

Достоевский, Ф. М. (1994) Дневник писателя. 1876 // Собр. соч. : в 15 т. СПб. : Наука. Т. 13. 542 с.

Достоевский, Ф. М. (2007) Собр. соч. : в 9 т. М. : Астрель ; АСТ. Т. 9. Кн. 2. Дневник писателя. 523 с.

Зеньковский, В. В. (1992) Ф. М. Достоевский, Владимир Соловьев, Н. А. Бердяев // Русская идея : антология / сост. М. А. Маслин. М. : Республика. 496 с. С. 341–363.

Зиновьев, А. А. (1995) Русский эксперимент. М. : L’Age d’Homme — Наш дом. 448 с.

Зиновьев, А. А. (2003) Русская трагедия: Гибель утопии. М. : Эксмо : Алгоритм. 508 с.

Ильин, И. А. (1993) О русской идее // Собр. соч. : в 10 т. М. : Русская книга. Т. 2. Кн. 1. 496 с. С. 419–430.

Ильин, И. А. (1994) О патриотизме // Собр. соч. : в 10 т. М. : Русская книга. Т. 4. 624 с. С. 240–258.

Казин, А. Л. (2019) Культура и государственность : учеб. пособие для аспирантов. СПб. : РИИИ. 132 с.

Лапин, Н. И. (2021) Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М. : Весь Мир. 364 с.

Панарин, А. С. (2002) Православная цивилизация в глобальном мире. М. : Алгоритм. 496 с.

Панарин, А. С. (2006) Народ без элиты. М. : Алгоритм ; Эксмо. 352 с.

Смирнов, А. В. (2019) Всечеловеческое vs. общечеловеческое. М. : ООО «Садра» : Изд. дом ЯСК. 216 с.

Соловьев, В. С. (1989) Русская идея // Соч. : в 2 т. М. : Правда. Т. 2. 736 с. С. 219–246.

Сорокин, П. А. (1990) Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М. : Наука. 528 с. С. 463–489.

Спиридонова, В. И., Соколова, Р. И., Шевченко, В. Н. (2016) Россия как государство-цивилизация: философско-политический анализ. М. : ИФ РАН. 122 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru