Итало-критская школа между Востоком и Западом: «Поклонение волхвов» Михаила Дамаскиноса

Марина Анатольевна Симакина

Аннотация


Итало-критская школа редко становится объектом исследований искусствоведов. В российской истории искусствоведения сложилась общая идея о том, что после знаменитой работы В. Н. Лазарева «История византийской живописи», сказать что-либо новое в этом направлении исследований достаточно сложно. Однако интерес к отдельным аспектам иконографии мастеров этой школы со стороны современных исследователей, а также к отдельным работам представителей итало-критской школы позволяет думать о возможности возникновения новых идей и открытий.

Статья посвящена творчеству мало известного в России мастера итало-критской школы Михаила Дамаскиноса. На примере одной из наиболее известных его работ «Поклонение волхвов» прослеживается сложная модель влияния различных школ и мастеров на данного художника. Вслед за рядом исследователей автор отмечает два основных типа работ Михаила Дамаскиноса: работы с православной композицией и работы, изначально задуманные в венецианском стиле. В ходе исследования дается описание нескольких работ каждого типа. Определяются основные особенности подхода Дамаскиноса к формированию как иконографии, так и визуального решения работ. В работе «Поклонение волхвов» отмечается существенное влияние не только византийской традиции, но и творчества итальянских художников XIV–XV вв., а также венецианской живописи XVI в. Отмечается некоторое родство визуального решения «Поклонения волхвов» Михаила Дамаскиноса и двух ранних работ Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко) на эту же тему.  


Ключевые слова


греческая манера; итало-критская школа живописи; Михаил Дамаскинос; «Поклонение волхвов»; венецианская школа живописи

Полный текст:

PDF

Литература


Бобров, Ю. Г. (1995) Основы иконографии древнерусской живописи. СПб. : Мифрил. 256 с.

Бялая, О. (2017) Поклонение волхвов: эволюция иконографии // Сахалинское образование — XXI век. № 2. С. 48–54.

Даревский, В. (2015) Взгляд на восточнохристианское изобразительное искусство поствизантийского времени (XV–XIX вв.). Образы Богородицы и Иисуса Христа на художественных открытках и бумажных иконах. Препринт. М. 242 с.

Иоанн Предтеча [Электронный ресурс] // Иконография восточно-христианского искусства. Проект научного отдела факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета URL: https://icons.pstgu.ru/icon/1233 (дата обращения: 11.10.2022).

Козарезова, О. О. (2019) Образ пещеры в иконографии Рождества Христова: традиция восточного и западного христианства // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 151–161. DOI: 10.17805/zpu.2019.1.11

Колпашникова, Д. Д. (2018) Волхвы и вельможи в произведениях Стефано ди Джованни да Кортона (Сассетты) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. №1. С. 144–158.

Кузнецова В. Н. (2002) Евангелие от Матфея. Комментарий. М. : Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем. 320 с.

Лазарев, В. Н. (1971) История византийской живописи. М. : Наука. 419 с.

Покровский, Н. В. (2001) Евангелие в памятниках иконографии. Преимущественно византийских и русских. М. : Прогресс-Традиция. 564 с.

Ревякина, Н. В. (2009) Человек и животные в итальянском гуманизме XV в // Cursor Mundi. № 2. С. 133–145.

Романчук, А. В. (2005) Гуманистическая интерпретация анималистических образов в литературе и искусстве треченто // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и Раннего Нового времени. № 6. С. 209–216.

Agios Athanasios [Электронный ресурс] // Архив Греческого института Венеции. URL: http://eib.xanthi.ilsp.gr/gr/icons.asp (дата обращения: 27.09.2022).

Bacci, M. (2014) Veneto-byzantine ‘hybrids’: towards a reassessment // Studies in Iconography. Vol. 35. Pp. 73–106.

Chatzidakis, M. (1958) L’icone Byzantine // Saggi e memorie di storia dell’arte. Vol. 2. Pp. 9, 11–40.

Drakopoulou, E. (2009) British School at Athens Research on Byzantine Attica // British School at Athens Studies. Vol. 17. Pp. 145–151.

Drakopoulou, E. (2010) Greek Painters after the Fall of Constantinople (1450–1830). Vol. 3: Averkios — Joseph. Athens, Greece: Center for Modern Greek Studies, National Research Foundation. 354 p.

Drandaki, A. (2014) ‘A maniera greca’: content, context, and transformation of a term // Studies in Iconography. Vol. 35. Pp. 39–72.

Evans, H. C. (2004) Byzantium: Faith and Power (1261–1557). The Metropolitan Museum of Art. New York. 658р. Pp. 385–387.

Kakavas, G. (1993) Venetian mannerism and Cretan school: The Case of a Cretan Icon with an Unusual Representation of the Nativity // Byzantion. Vol. 63. Pp. 116–153.

Michalis, O. (2016) Treacherous Taxonomy: Art in Venetian Crete around 1500 and the ‘Cretan Renaissance’ // The Art Bulletin. Vol. 98. № 4. Pp. 417–437.

Vassilaki, M. (1989) A Cretan Icon of Saint George // The Burlington Magazine. Vol. 131. № 1032. Pp. 208–214.

Vocotopoulos, P. L. (1983) Icones de Michel Damaskinos a Corfu // Byzantion. Vol. 53. № 1. Pp. 36–51.

Vocotopoulos, P. (2016) Renaissance Influence on Post Byzantine Panel Painting in Crete // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6 / ed. by Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg. NP-Print Publ. 914 p. Pp. 177–184. DOI: 10.18688/aa166




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.2.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru