Социализация личности в информационном обществе

Антонина Ивановна Ковалева, Ирина Анатольевна Полуэхтова

Аннотация


В новом пространстве социализации происходят принципиальные изменения в ее основных сферах — деятельности, общении и самосознании. Изменяются приоритеты, преобразуется их содержание и формы, возникают новые, неизвестные прежде способы реализации. Цифровизация (цифровая интервенция) не только оптимизирует сферы социализации, расширяя их возможности, но и подменяет, например, реальную деятельность имитационными и игровыми практиками, реальное социальное общение — бесконтактными гаджетами, что выражается в уменьшении стремления к самоидентификации и самооценке.  Как показывают исследования, сетевое общение, использование Интернета в социальных и профессиональных практиках все больше представляют собой мощное средство социализации, которое выступает как виртуализированный аналог традиционных социальных форм общения. Однако Интернет как институт социализации остается слабо изученным, частичное восполнение данного пробела представляет данная статья.


Ключевые слова


социализация; личность; Интернет; сетевое пространство; ценности; информатизация

Полный текст:

PDF

Литература


Антонова, Н. В. (1996) Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. № 1. С. 131–143.

Войскунский, А. Е., Евдокименко, А. С., Федунина, Н. Ю. (2013) Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-i-realnaya-identichnost-sravnitelnoe-issledovanie (дата обращения: 10.06.2022).

Волков, С. К. (2020) Опыт региональных вузов в организации дистанционного обучения: первые итоги // Информационное общество. № 4. С. 52–62.

Ефременко, Д. В. (2013) Сетевое общество: От метафоры к реальности // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества : сб. науч. тр. / отв. pед. Л. Н. Верченов, Д. В. Ефременко, В. И. Тищенко. М. 360 с. С. 6–10.

Иванов, Д. В. (2000) Виртуализация общества. СПб. : Петербургское Востоковедение. 96 с.

Ильин, В. И. (2007) Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб. : Интерсоцис. 388 с.

Колин, К. К. (2021) Информационное общество // Цифровая трансформация общества: современные концепции общественного развития и новая терминология / под ред. К. К. Колина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 126 с. С. 15–19.

Колин, К. К. (2011) Человек и гармония: информационная концепция искусства и творчества // Пространство и время. № 4. С. 54–63.

Колин, К. К. (2017) Основы гуманитарного знания. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособие. М. : Стратегические приоритеты. 380 с.

Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М.

Луков, Вал. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. Т. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 608 с.

Меламуд, В. Э. (1996) Компьютеризация средней школы как фактор межпоколенческих социокультурных различий : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 20 с.

Овчинская, Е. В. (2017) Телевизионные практики россиян в условиях социокультурных изменений : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 20 с.

Проникновение Интернета в России: итоги 2017 года [Электронный ресурс] // Омнибус GfK. URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Reports/2018/GfK_Rus_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

Очковский, М. И. (2000) Девиантное поведение пользователей в условиях работы в компьютерных сетях : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 23 с.

Радкевич, А. Л. (2009) Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного сообщества : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 24 с.

Смол, Г., Ворган, Г. (2011) Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М. : Колибри. 352 с.

Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества : сб. науч. тр. (2013) / отв. pед. Л. Н. Верченов, Д. В. Ефременко, В. И. Тищенко. М. 360 c.

Сергеева, Ю. (2021) Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся статистика [Электронный ресурс] // Web-Canape. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 22.05.2022).

Шапинская, Е. Н. (2014) Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности // Культура культуры. № 4. С. 55–69.

Mediascope усовершенствовала технологию подсчета аудитории Интернета в России [Электронный ресурс] // Mediascope. URL: https://mediascope.net/news/794758/ (дата обращения: 14.03.2022).

Uimonen, P. (2013) Visual identity in Facebook // Visual studies. Oxford. Vol. 28. № 2. P. 122–135.

Turkle, S. (2011) Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. N.Y. : Basic Books. 360 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru