Урок на послезавтра

Георгий Геннадьевич Малинецкий, Галина Викторовна Новикова

Аннотация


В статье обсуждается проблема переориентации российской системы образования в новых геополитических условиях. Главным посылом к изменению образовательной системы является неудовлетворительное качество знаний школьников и студентов. Описан парадигмальный кризис отечественной педагогики, основными признаками которого является главенствующая «менеджеристская» парадигма управления. Доказано, что провозглашенная в 1990-е гг. гуманистическая парадигма образования не могла быть обеспечена необходимыми условиями для реализации, поэтому на смену советской «знаниевой» пришла «менеджеристская» парадигма. Неудовлетворительное качество образовательных результатов школьников и студентов объясняется тем, что в рамках гуманистической, личностно ориентированной педагогики содержание образования уходит из приоритетной цели обучения, на первый план выдвигается конструкт «личности» обучающихся, что, как показывает опыт, способствует упадку образования как системы. В статье ставится вопрос о необходимости формирования национально ориентированной теории построения системы образования. Прогнозируются несколько возможных вариантов развития отечественного образования. Сделаны предложения для педагогов и управляющих органов по максимально скорому и грамотному переходу к эффективно работающей системе образования с опорой на советский опыт мобилизации в 1930-е и 1950-е гг.


Ключевые слова


система образования; образовательные результаты; «знаниевая» парадигма в педагогике; гуманистическая парадигма в педагогике; компетентностная парадигма; опыт советской школы

Полный текст:

PDF

Литература


Ашенова, Т. М. (2012) Доктрина советского образования и современная реформа образования. // Национальные приоритеты России. № 1(6). С. 30–34.

Богомолова, Е. П. (2015) От математической малограмотности к математическим компетенциям // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 3. С. 3.

Дьюи, Дж. (2000) Демократия и образование / пер. с англ. М. : Педагогика-пресс. 384 с.

Кожевникова, М. Н. (2017) 100 лет спустя: современное образование «перед лицом Дьюи» // Педагогика. № 9. С. 115–125.

Костенко, И. П. (2019) «Реформы» образования в России: цели, результаты, уроки // Народное образование. № 1. С. 53–67.

Левитес, Д. Г. (2018) Педагогические технологии : учебник. М. : ИНФРА-М. 403 с.

Малинецкий, Г. Г., Подлазов, А. В. (2011) ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 3. С. 18–59.

Малинецкий, Г. Г. (2022) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системном контексте. Размышления математика // Научный вестник ОПК России. № 1. С. 53–67. DOI: 10.52135/2410-4124_2022_1_53

«Нет самостоятельности»: почему отстают российские школьники. Рособрнадзор: каждый третий школьник отстает в учебе [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2020. 10 апреля. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/04/10/13043827.shtml (дата обращения: 25.07.2022).

Новейший психолого-педагогический словарь (2010) / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. Минск : Современная школа. 928 с.

Новиков, А. М. (2005) Развитие отечественного образования. Полемические размышления. М. : Эгвес. 176 с.

Образование, которое мы можем потерять (2002) : сборник / под общ. ред. В. А. Садовничего. М. : Изд-во МГУ : Институт компьютерных исследований, 2002. 368 с.

Осипов, Г. В., Кара-Мурза, С. Г. (2013) Общество знания: истоки модернизации на Западе и в СССР. М. : Книжный дом «Либроком». 368 с.

Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2005. 720 с.

Понятие «образовательная услуга» уберут из закона «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // Государственная Дума ФС РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/54762/ (дата обращения: 11.07.2022).

Родители Москвы [Электронный ресурс] // Сайт общественной организации. URL: https://xn--b1addlbmfjmgouh8k.xn--p1ai/charter.html (дата обращения: 05.07.2022).

Садовничий, В. А. (2002) Образование, которое мы можем потерять // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 2. С. 5–11.

«Учебников, к которым нет претензий, не осталось вовсе». Что не так с уроками истории [Электронный ресурс] // МЕЛ. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/8142639-yediny-uchebnik-eto-plokhoy-vybor-pedagog-leonid-katsva--o-stalingradskoy-bitve-i-tyazhelykh-stranit (дата обращения: 20.06.2022).

Черемошкина, Л. В. (2020) О необходимости создания теории национально ориентированного образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 94–108.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru