Понимание и его социокультурная обусловленность: от гносеологии — к онтологии

Анна Владимировна Костина

Аннотация


Для социально-философских исследований Московского гуманитарного университета концепция Понимания, сформулированная ректором вуза профессором И. М. Ильинским, является одной из системообразующих. Эта концепция стала основой формулы «знание — понимание — умение», которая обоснована ее автором как единственно возможная для развития современного образования. Идея «понимающего» образования, направленного на формирование человека, обеспеченного не только набором знаний, но и целостным видением всех социальных процессов, подготовленного не только к профессиональной деятельности, но и к жизни в обществе, настроенного как на воспроизводство усвоенных навыков, так и на создание новых практик, связана со всем социокультурным наполнением XXI в. Она требует соответствия личностного содержания каждого человека основополагающим целям и стратегиям общества. В связи с высокой социальной значимостью этой идеи она стала главной темой обсуждения на конференциях «Высшее образование для XXI века», выступила основой дискуссий на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение». В статье показано, что понимание является не только научной категорией, направленной на выявление единственно верных смыслов явлений и процессов, но и категорией исторически и социально опосредованной, где процедуры понимания выступают как процессы раскрытия смыслов, имеющих важное общественное содержание.


Ключевые слова


понимание; герменевтика; социальная обусловленность понимания; общество; И. М. Ильинский

Полный текст:

PDF

Литература


Абушенко, В. Л. (2002) Понимание // Всемирная энциклопедия: Философия XX век. / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. : АСТ ; Минск : Харвест ; Современный литератор. 976 с. С. 580.

Ильинский, И. М. (2007). Асимметричный человек. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 72 с.

Ильинский, И. М. (2002a). За целостное миропонимание // Вузовские вести. № 18.

Ильинский, И. М. (2002b) XX век: кризис понимания. М. : Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад. 31 с.

Ильинский, И. М. (2006). Образование и кризис понимания // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. С. 5–10.

Ильинский, И. М. (2004a). Путь к успеху. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 512 с.

Ильинский, И. М. (2004b). Свобода — путь к знанию, пониманию, умению // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 10–18.

Ильинский И. М., Гуревич П. С. (2006) Понимание как цель образования // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–15.

Костина, А. В. (2020a). Культура как значимое понятие в Стратегии национальной безопасности России // Ученый совет. № 8. С. 10–18.

Костина, А. В. (2020b) Культура как фактор национальной безопасности // Вопросы культурологии. № 6. С. 82–87.

Костина, А. В. (2012) Понимание как феномен: проявление в процессах функционирования массовой культуры // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 142. С. 157–168.

Понимание (1999) // Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск : Изд. В. М. Скакун. 877 с. С. 112–113.

Стивенсон, Н. (2002) Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: контуры XXI века. В 3 ч. : реф. сб. / редкол.: Ю. Н. Игрицкий (отв. ред.) и др. М. : ИНИОН РАН, 2002. Ч. 3. 196 с. С. 5–16.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru