О проблеме формирования системы информационного образования в России в условиях цифровой трансформации общества

Константин Константинович Колин

Аннотация


Проведен системный анализ проблемы формирования системы информационного образования в России и показано, что ее решение является необходимым условием для достижения национальных целей нашей страны на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу. Актуальность этой проблемы обусловлена глобальной цифровой трансформацией современного общества, темпы развития которой опережают способности членов этого общества к адаптации в новых условиях своего существования. Снизить остроту этого противоречия должна система образования путем адекватных изменений своей структуры и содержания. Совокупность этих изменений предлагается рассматривать как целостную систему информационного образования, которая должна иметь опережающий характер и необходимое научно-методологическое обеспечение. Рассмотрены структура системы информационного образования и ее задачи на различных уровнях образования. Показаны роль информационного образования в формировании культуры информационной безопасности, информационной экологии и современного научного мировоззрения, потенциал российской науки, который может и должен быть использован для решения этой актуальной и стратегически важной проблемы развития нашей страны.


Ключевые слова


информационное образование; информационное общество; информационная экология; культура информационной безопасности; научное мировоззрение; национальные цели России; национальная безопасность

Полный текст:

PDF

Литература


Агеева, А. Ф. (2021) Суперкомпьютерная гонка: достижения и вызовы // Информационное общество. № 1. С. 61–74.

Астафьева, О. Н., Колин, К. К. (2010) Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации. Челябинск : ЧГАКИ. 67 с.

Гендина, Н. И. (2007) Формирование информационной культуры личности: от теории — к модели информационного образования // Открытое образование. № 1. С. 4–10.

Гуревич, И. М., Урсул, А. Д. (2012) Информация — всеобщее свойство материи: Характеристики, оценки, ограничения, следствия. М. : URSS. 312 с.

Зацаринный, А. А., Киселев, Э. В., Козлов, С. В, Колин, К. К. (2018) Информационное пространство цифровой экономики России. Концептуальные основы и проблемы формирования. М. : ФИЦ ИУ РАН. 236 с.

Зацаринный, А. А., Колин, К. К. (2019) Теория и практика цифровой трансформации общества в рамках приоритетов научно-технологического развития России // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. № 1 (2). С. 29–39.

Зиновьев, А. А. (2006) Глобальный человейник. М. : Алгоритм: Эксимо. 448 с.

Ильичев, В. А. (2011) Биосферная совместимость: Технологии внедрения инноваций. Города, развивающие человека. М. : URSS. 240 с.

Информация и научное мировоззрение (2013) : сб. ст. М. : Российская школьная библиотечная ассоциация. 432 с.

Кадомцев, Б. Б. (1997) Динамика и информация. М. : Редакция журнала «Успехи физических наук». 400 с.

Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ. 608 с.

Кинелев, В. Г. (2007) Образование для информационного общества // Открытое образование. № 5. С. 46–57.

Колин, К. К. (1993) Актуальные проблемы социальной информатики // Социальная информатика-93 : сб. науч. трудов / под ред. К. К. Колина и Б. А. Суслакова. М. : Институт молодежи. 182 с. С. 5–18.

Колин, К. К. (1996) Информатика в системе опережающего образования // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. № 3. С. 19–39.

Колин, К. К. (1997) На пути к новой системе образования. М. : Российская академия естественных наук. 32 с.

Колин, К. К. (2000а) Вызовы XXI века и проблемы образования. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 53 с.

Колин, К. К. (2000b) Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М. : Академический Проект, 2000. 350 с.

Колин, К. К. (2001) Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. М. : ИПИ РАН. 80 с.

Колин, К. К. (2002а) Информационная цивилизация. М. : ИПИ РАН. 112 с.

Колин, К. К. (2002b) Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества // Библиотековедение. № 3. С. 48–57.

Колин, К. К. (2003) Социальная информатика. М. : Академический Проект. 436 с.

Колин, К. К. (2010а) Философские проблемы информатики. М. : БИНОМ. 264 с.

Колин, К. К. (2010b) Информационное общество : учеб.-метод. пособие для вузов. Челябинск : ЧГАКИ. 39 с.

Колин, К. К. (2010с) У истоков российской философии информации // Урсул, А. Д. Природа информации: философский очерк. 2-е изд. Челябинск : ЧГАКИ. 231 с. С. 5–14.

Колин, К. К. (2011а) Информатизация общества и глобализация. Красноярск, СФУ. 52 с.

Колин, К. К. (2011b) Информационная антропология: поколение NEXT и угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. № 4. С. 32–36.

Колин, К. К. (2011c) Информационная антропология: предмет и задачи нового научного направления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. № 17–1. С. 17–32.

Колин, К. К. (2011d) Человек и гармония: информационные аспекты теории искусства и творчества // Пространство и Время. № 4. С. 72–92.

Колин, К.К. (2012) Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 156–162.

Колин, К. К. (2013a) Философия информации и проблема формирования современного научного мировоззрения // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 73–76.

Колин, К. К. (2013b) Философия информации: структура реальности и феномен информации // Метафизика. № 4. С. 61–84.

Колин, К. К. (2015) Философские тезисы о природе информации // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 52–58.

Колин, К. К., Урсул, А. Д. (2015) Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М. : Изд. Стратегические приоритеты. 300 с.

Колин, К. К. (2016) Эстетика как информационная наука // Стратегические приоритеты. № 4. С. 72–92.

Колин, К. К., Кошкин, Р. П., Кондрашов, В. В., Когатько, Д. Г., Луценко, Л. М. (2017) Основы гуманитарного знания : учеб. пособие. Ч. 2. М. : Стратегические приоритеты. 380 с.

Колин, К. К. (2018) Качество жизни и социальная эффективность цифровой экономики // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Девятнадцатой международной научной конференции. М. : РосНОУ. С. 42–61.

Колин, К. К. (2019а) Интеллектуальная безопасность — новая глобальная проблема XXI века // Стратегические приоритеты. № 3–4. С. 99–111.

Колин, К. К. (2019b) Новый этап развития искусственного интеллекта: национальные стратегии, тенденции и прогнозы // Стратегические приоритеты. № 2. С. 4–12.

Колин, К. К. (2020а) Информационная безопасность: новое содержание комплексной проблемы // Стратегические приоритеты. № 3–4. С. 55–62.

Колин, К. К. (2020b) Интеллектуальная культура и когнитивная безопасность // Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой международной научной конференции. (19–20 ноября 2020 года, г. Минск). В 3-х тт. Минск : Четыре четверти. С. 138–140.

Колин, К. К. (2021a) Российская научная школа философии информации: современное состояние и перспективы развития // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т. 17. № 4. С. 1012–1027.

Колин, К. К. (2021b) Русский язык как стратегический фактор интеллектуальной безопасности современного общества // Многоязычие в образовательном пространстве. Т. 13. С. 22–33.

Колин, К. К. (2021c) Экологизация сознания — необходимое условия императива глобальной безопасности // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 84–89.

Колин, К. К. (2021d) Современные проблемы и приоритеты развития науки и образования России // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 34–51. DOI: 10.1785/zpu.2021.2.2

Колин, К. К. (2022) Качество интеллектуальной элиты как проблема национальной безопасности России // Ученый совет. № 3. С. 231–239.

Соколов, И. А., Колин, К. К. (2008) Новый этап информатизации общества и проблемы образования // Информатика и ее применения. Т. 2. № 1. С. 67–76.

Соколова, И. В. (2002) Социальная информатика. М. : Изд-во МГСУ. 256 с.

Смолл, Г., Ворган, Г. (2011) Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. / пер. с англ. Б. Козловского. М. : КоЛибри. 352 с.

Социогуманитарные технологии управления (2019). Словарь основных терминов / под ред. К. К. Колина, В. Е. Лепского, А. Д. Райкова. М. : Когито-Центр. 174 с.

Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития (2018). М. : Когито-Центр. 320 с.

Судаков, К. В. (1995) Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций теории функциональных систем // Успехи физиологических наук. № 4. С. 3–27.

Тоффлер, Э. (2001) Шок будущего / пер. с англ. под ред. П. С. Гуревича. М. : АСТ. 560 с.

Урсул, А. Д. (1968) Природа информации. Философский очерк. М. : Политиздат. 288 с.

Урсул, А. Д. (1971) Информация. Методологические аспекты. М. : Наука. 296 с.

Урсул, А. Д. (1973) Отражение и информация. М. : Мысль. 231 с.

Урсул, А. Д. (1975) Проблема информации в современной науке. М. : Наука. 286 с.

Филин, А. В. (2006) Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. 3-е изд. М. : Видеоэкология. 505 с.

Цифровая трансформация общества: современные концепции общественного развития и новая терминология (2021) / науч. ред. К. К. Колин. М. : Изд-во МосГУ. 128 с.

Шваб, К. (2017) Четвертая промышленная революция. М. : Изд-во «Э». 208 с.

Яковец, Ю. В., Колин, К. К. (2015) Стратегия научно-технологического прорыва России. Аналитические материалы. М.: Стратегические приоритеты. Вып. 7. 51 с.

Weizaecker, E., Wijkman, A. (2018) Came On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Springer. 220 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru