Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов

Виталий Зуфарович Юсупов

Аннотация


Учебная мотивация имеет большое значение в становлении студента как профессионала и во многом определяет качество образовательного процесса в вузе. Решению проблемы ее формирования посвящены многочисленные научные работы. Вместе с тем сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов, проведенных в различных вузах страны, до настоящей научной работы не проводился.

Осуществление такого анализа с целью выявления общего направления эмпирических работ в области учебной мотивации студентов, выделение сходных по своей сути выводов и обнаружение различий в результатах проведенных исследований составили основное содержание статьи. Ее методология задана логикой сравнительного анализа, осуществляемого на основе принципов системности, и четко определенными критериями отбора научных работ, которые позволили сопоставить результаты исследований учебной мотивации в 10 вузах страны с числом респондентов почти 2000.

Единство или близость выводов проявляется в наблюдаемом авторами исследований снижении значимости для студентов учебных мотивов, что особенно заметно на выпускных курсах; в стабильном доминировании одних мотивов (коммуникативных и профессиональных) и низком уровне сформированности других (мотивов избегания и социальных мотивов); изменяющейся то в сторону повышения, то понижения значимости для обучающихся учебно-познавательных мотивов. Некоторая разница в иерархии мотивов наблюдается у обучающихся бакалавриата и специалитета, а также студентов очной и заочной форм обучения.


Ключевые слова


мотив; учебная мотивация; эмпирическое исследование; сравнительный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Албегова, И. Ф., Зарубина, Ю. Н., Албегов, Ф. Г. Особенности мотивации обучения студентов направления «Социальная работа» (2015) // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль. 328 с. С. 16–18.

Божович, Л. И. (1972) Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение.

Дроздикова-Зарипова, А. Р., Муртазина, Э. И., Касимова, Р. Ш. (2017) Специфика учебной мотивации у работающих студентов — будущих педагогов-психологов // Казанский педагогический журнал. № 3. С. 1–5.

Клепикова, Н. М. (2019) Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения // Baikal Research Journal. № 2. С. 1–9. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5

Ковалева, А. И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 33–47. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.3

Леонтьев, А. Н. (1972) Проблемы развития психики. 3-е изд. М. : Изд-во Моск. ун-та.

Луков, С. В. (2019) Вуз, организация учебного процесса в нем: удовлетворенность и ожидания студентов // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 118–148. DOI: 10.17805/zpu.2019.3.11

Мальцева, Л. В., Суслова, Ю. А. (2017) Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Курганского государственного университета. № 3. С. 63–68.

Мамаева, Н. А. (2007) Формирование учебной мотивации студентов технических вузов : дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 203 с.

Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. (1990) Формирование мотивации учения. М. : Просвещение.

Овчинников, М. В. (2008) Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург. 198 с.

Осиповская, А. В. (2013) К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. № 2 (30). С. 89–93.

Павлова, Н. А. (2005) Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 24 с.

Притуляк, Т. С. (2006) Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений // Медицина и образование в Сибири. № 2. С. 11–15.

Чиркина, С. Е. (2013) Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие.. № 4 (38). С. 83–89.

Юсупов, В. З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 216–231. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.1.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru