Отклоняющиеся смыслы в межличностных коммуникациях молодежи через призму тезаурусного подхода
Аннотация
Изучение смыслов межличностных коммуникаций представляет особый интерес в связи с динамичными изменениями, протекающими в культурном пространстве современной молодежи. Они связаны с переосмыслением молодыми людьми привычных представлений о реальности и подвижками в ориентационных комплексах (тезаурусах), регулирующих коммуникативные практики молодежи.
Тезаурусный подход Вал. А. Лукова, применяемый в сочетании с социокультурной концепцией саморегуляции изменяющейся реальности, разрабатываемый в Центре социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН В. И. Чупровым и Ю. А. Зубок, помогает исследовать коммуникацию в молодежной среде как следствие переосмысления реальности. Выявление базовых (нормативных) и современных (отклоняющихся) смыслов и форм межличностной коммуникации позволяет понять функции и направленность смысловых девиаций в коммуникативной сфере культурного пространства молодежи.
Статья основана на результатах групповых интервью, в ходе которых выделялся круг смысловых регуляторов межличностной коммуникации, получивших широкое распространение в молодежной среде. В числе наиболее часто используемых — обсценная лексика и троллинг. Как установлено в ходе исследования, обращение к мату помогает молодым людям преодолевать прежние, статичные, с их точки зрения, шаблоны общения и способствует более доверительной коммуникации со сверстниками. В свою очередь, в молодежных группах, инициирующих розыгрыши (пранкинг и троллинг) доминантой становится самопрезентация и игра.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Медиум. 323 с.
Зубок, Ю. А. (2020) Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М. : Норма, 2020. 304 с.
Зубок, Ю. А., Любутов, А. С. (2021) Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 14. № 3. С. 167–181. DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.10http://esc.vscc.ac.ru/article/28961
Кармадонов, О. А. (2004) Социология символа. М. : Academia. 352 с.
Кастельс, М. (2016) Власть коммуникации : учеб. пособие / пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 564 , [4] с.
Киенко, Т. С. (2016) Ненормативная лексика как социальный феномен (анализ опроса жителей провинциального российского города) // Социологические исследования. № 5 (385). С. 124–133.
Ковалёва, А. И. (2020) Культурная социализация молодежи в условиях социальных перемен // III Моисеевские чтения: культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. М. : МосГУ. 660 с. С. 266–271.
Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+, РООИ «Реабилитация». 528 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Погорский Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.
Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты : Плац. Быт. Секс: Социол. и социальн.-психол. исследование. М. : Наука ; Флинта. 272 с.
Разлогов, К. (2020) Точка зрения. Роль мата в русской культуре [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/talks/25905 (дата обращения: 08.07.2021).
Редкозубова, О. С. (2010) Смеховая культура студенчества как креативно-онтологический феномен / автореф. дис. … канд. филос. наук. Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. 22 с.
Сафьянов, В. И. (1998) Этика общения : учебное пособие. М. : МГУП. 164 с.
Спичева, Д. И., Носова, С. С. (2017) Глава 4. Сетевой флирт, френдинг, фолловинг, троллинг: классификация и описание новых коммуникативно-ролевых фреймов и номинаций виртуального межличностного общения // Глухов А. П., Кужелева-Саган И. П., Булатова Т. А. и др. Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации ; под редакцией И. П. Кужелевой-Саган. Томск : Издательский дом Томского государственного университета. С. 118–154. 220 с.
Фрумин, И. Д., Эльконин, Б. Д. (1993) Образовательное пространство как пространство развития («школа взрoсления») // Вопросы психологии. № 1. С. 24–32.
Чупров, В. И. Зубок, Ю. А. Романович, Н. И. (2014) Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М. : Норма: ИНФРА-М. 352 с.
Шютц, А. (2003) Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов ; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой ; науч. ред. перевода Г. С. Батыгин, М. : Институт Фонда «Общественное мнение». 336 с.
Akhtar, S, Morrison, C. (2019) The prevalence and impact of online trolling of UK members of parliament // Computers in Human Behavior. № 99. Pp. 322–327. DOI:10.1016/j.chb.2019.05.015
Coburn, J., Salmon, J., Freeman, I.: (2020) The effects of transition style for collaborative view sharing in immersive virtual reality // Computers & Graphics. № 92. P. 44–54. DOI: 10.1016/j.cag.2020.08.003
Falahah, S., Rosmala, D. (2012) Study of Social Networking usage in Higher Educational Environment // Procedia-Social and Behavior Sciences. № 67. P. 156–166. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.11.316
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.3.11
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/