Рок-культура и сексуальность: характер взаимосвязи

Сергей Габдульсаматович Дюкин

Аннотация


Эволюция сексуальности как социокультурного феномена на современном этапе развития культуры является атрибутом трансформации социальных отношений. Преобразование практик, связанных с интимностью, превращение избыточной сексуальности в норму сопряжены с воздействием тех или иных факторов культуры, служащих катализаторами обозначенных процессов.

Гипотеза исследования заключается в том, что одним из определяющих ресурсов эволюции сексуальности является рок-культура, предопределяющая многоуровневую трансформацию интимности. Ведущим мотивом изменений является радикальная эмансипация сексуальности, обретение ею избыточного экстенсивного характера и статуса этического императива в рамках рок-культуры. Катализатором половой активности в биографических нарративах выступает избыточный престиж, формирующийся вокруг профессиональных практик музыкантов. Музыканты подаются как своеобразные центры новой чувственности. Данная позиция фиксируется через образ жизни, в рамках которого пластичный секс превращается в доминирующую поведенческую стратегию. Производным процессом, связанным с акцентированным вниманием субъекта на интимных связях, становятся демократизация и ориентация на горизонтальный тип отношений, исключающий иерархизацию социума. Другой становится для субъекта не объектом активного действия, а абсолютно равным партнером.


Ключевые слова


сексуальность; интимность; рок-культура; пластичный секс; престиж; демократизация; онтологический человек; норма

Полный текст:

PDF

Литература


Борисова, Е. Б. (2005) Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб. 22 с.

Васильева, А. А. (1999) Российская рок-музыка 1970-х — 1980-х гг. как социокультурное явление. Опыт культурологического анализа : автореф. дис. … канд. культурологии. Челябинск. 21 с.

Гидденс, Э. (2004) Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / пер. с англ. В. Анурина ; ред. Е. Строганова. М. ; СПб. : Питер. 208 с.

Доронин, В. В. (2011) Рок-культура как современное воплощение традиции героев : автореф. дис. … канд. филос. наук. Тюмень. 21 с.

Жаров, Л. В. (2007) Ребенок в мире Эроса. Ростов н/Д : АПСН СКНЦ ВШ. 144 с.

Интервью № 3. Мужчина 1975 г. р. Записано на диктофон 23.07.2017. Из личного архива автора.

Интервью № 7. Мужчина 1966 г. р. Записано на диктофон 06.06.2018. Из личного архива автора.

Интервью № 8. Мужчина 1973 г. р. Записано на диктофон 10.06.2018. Из личного архива автора.

Интервью № 9. Мужчина 1984 г. р. Записано на диктофон 19.06.2018. Из личного архива автора.

Интервью № 11. Мужчина 1975 г. р. Записано на диктофон 15.07.2018. Из личного архива автора.

Касьянова, Е. В. (2003) Рок-культура в контексте современной культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб. 22 с.

Кнабе, Г. С. (2006) Рок-музыка и рок-культура как формы контркультуры // Кнабе, Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. М. – СПб. : Летний сад ; М. : РОССПЭН. 1200 c. С. 20–50.

Кожевникова, Т. С. (2013) Базовая тематика русской рок-поэзии в творчестве авторов мейнстрима : автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург. 24 с.

Кричли, С. (2017) Боуи / пер. с англ. Т. Лукониной. М. : Ад Маргинем Пресс. 88 с.

Ламблен, Д. (2018) The Rolling Stones. Взгляд изнутри / пер. с англ. А. Коваленко. М. : Эксмо. 440 с.

Логачева, Т. Е. (1997) Русская рок-поэзия 1970–1990-х гг. в социокультурном контексте : автореф. дис. … канд. филол. наук. М. : Изд-во МГУ. 25 с.

Маслов, Р. В. (2004) Философия телесности: зеркальная сущность человека. Саратов : Изд-во СГУ. 80 с.

Михель, Д. В. (2000) Философский анализ стратегий телесности современной западной цивилизации : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саратов. 46 с.

Набок, И. Л. (1993) Рок-культура как эстетический феномен : автореф. дис. … д-ра филос. наук. М. 42 с.

Подорога, В. (1995) Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М. : Ad Marginem. 341 с.

Розин, В. (1999) Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М. : Логос. 190 с.

Строева, О. В. (2018) Гиперреалистическое тело в современной культуре // Обсерватория культуры. Т. 15. № 2. С. 154–160.

Сыров, В. Н. (1997) Стилевые метаморфозы рока, или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород : Изд-во НГУ. 209 с.

Ушакин, С. (2007) Поле пола. Вильнюс : ЕГУ ; М. : Вариант. 321 с.

Фуко, М. (1998) Забота о себе / Фуко М. История сексуальности. В 3 т. / пер. с фр. Т. Титовой, О. Хомы ; ред. А. Б. Мокроусов. Т. 3. Киев : Дух и литера. 288 с.

Цалер, И. В. (2018) 100 легенд рока. Живой звук в каждой фразе. М. : Центрполиграф. 543 с.

Эпштейн, М., Тульчинский, Г. (2006) Философия тела. Тело свободы. СПб. : Алетейя. 432 с.

Bowie, A., Carr, P. (2000) Backstage Passes. Life on the Wild Side with David Bowie. New York : Cooper Square Press. 350 p.

Cole, R. (1992) Stairway to Heaven. Led Zeppelin Uncensored. New York : HarperCollins. 384 p.

Tremlett, G. (1997) David Bowie. Living on the Brink. New York : Carroll&Graf. 400 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.3.10

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru