Религиозные аспекты современной парадигмы самотворчества

Алексей Анатольевич Горелов, Татьяна Анатольевна Горелова

Аннотация


В статье рассмотрены современные холистические концепции самотворчества (СТ), возникшие на основе кардинально противоположных религиозных моделей — синергийной антропологии как попытки расширения и осмысления духовной практики исихазма (С. С. Хоружий) и концепции интегральной духовности на основе дзэн-буддизма (К. Уилбер). Представлены базовые концепты обеих точек зрения: дух, энергия, синергия — в синергийной антропологии; Космос, холон, холархия — в концепции интегральной духовности. СТ, представляемое как восхождение по Лестнице духа на основе духовной практики исихазма, — это дерзновенная попытка эксперимента над собой, которая показывает путь обретения смысла жизни. Возникающая на основе этой практики доктрина пытается преодолеть ее субъективность через выделение универсальных состояний и переживаний: смысл жизни — миссия к Предстоянию, истина — Любовь, которая позволяет стать «горячим» в своем отношении к миру, механизм — соединение человеческих энергий с энергией Божественной, реализация — обращение к глубинной способности человека — «творчеству творчества», творчеству второго порядка, Самотворчеству.

Концепция интегральной духовности представляет СТ как холархию актуализации, проходящую девять базовых уровней сознания человека и которая в конце концов приходит к безличности и небытийности, превращаясь в свою противоположность — само-деконструкцию человека. Подробно рассмотрены основные отличия СТ в двух типах духовных практик.


Ключевые слова


самотворчество; духовность; синергия; холархия; православие; исихазм; дзэн-буддизм; С. С. Хоружий; К. Уилбер

Полный текст:

PDF

Литература


Аристотель (1976) Метафизика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / ред. В. Ф. Асмус. М. : Мысль. Т. 1. 559 с. С. 65–368.

Аристотель (1981) Физика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанский. М. : Мысль. Т. 3. 613 с. С. 59–262.

Бердяев, Н. А. (1952) Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: YMCA-PRESS. 246 с.

Бердяев, Н. А. (1989а) Философия свободы // Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М : Правда. 607 с. С. 14–253.

Бердяев, Н. А. (1989b) Смысл творчества // Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М : Правда. 607 с. С. 254–580.

Бернюкевич, Т. В. (2009) Буддизм в российской философской культуре. «Чужое» и «свое». М. : Книжный дом «Либроком». 160 с.

Вышеславцев, Б. П. (1955) Вечное в русской философии. Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова. 172 с.

Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2020а) Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовное упражнение «научиться жить» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 54–72. DOI: 10.17805/zpu.2020.1.4.

Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2020b) Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовные упражнения «научиться общению с Другим» и «научиться умирать» // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 68–83. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.6.

Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2020c) Самотворчество как восхождение в «горний мир»: духовная практика Плотина // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 125–139. DOI:10.17805/zpu.2020.3.10.

Зеньковский, В. В. (1991) История русской философии : в 2 т. Ленинград : Эго. Т. 1. Ч. 1. 221 с.

Ильин, И. А. (1993) Путь к очевидности. М. : Республика. 431 с.

Лосев, А. Ф. (1994) История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития : в 2 кн. М. : Искусство. Кн. 2. 604 с.

Лосский, В. (2012) Очерк мистического богословия Восточной церкви // Лосский, В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. В. А. Рещиковой. 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ. 586 с. С. 9–378.

Мертон, Т. (1996) Дзэн и голодные птицы // Судзуки, Д. Т. Мистицизм: христианский и буддистский. М. : ИД «София». 288 с. С. 193–274.

Ростова, Н. Н. (2017) Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека : монография. М. : Проспект. 432 с.

Св. Григорий Палама (1995) Триады в защиту священно-безмолвствующих / послесл. и пер. В. Вениаминова. М. : Канон. 380 с.

Св. Макарий Великий (2010) Гл. 15. Будущая жизнь // Добротолюбие : в 5 т. Изд. 4-е. / пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М. : Изд-во Сретенского монастыря. Т. 1. 608 с.

Соловьев, В. С. (1883) Великий спор и христианская политика. М. : Тип. М. Н. Лаврова и К°. 260 с.

Судзуки, Д. Т. (1996) Мистицизм: христианский и буддистский. М. : ИД «София». 288 с.

Хайдеггер, М. (1997) Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина, ред. В. А. Айрапетян. М. : Ad Marginem. 452 с.

Хоружий, С. С. (1998) К феноменологии аскезы. М. : Изд-во гуманитарной литературы. 352 с.

Хоружий, С. С. (2000) О старом и новом. СПб. : Алетейя. 477 с.

Хоружий, С. С. (2010) Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 688 с.

Хоружий, С. С. (2016) Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. 452 с.

Уилбер, К. (2019) Краткая история всего / пер. с англ. Е. Пустошкина. М. : Манн, Иванов и Фербер. 448 с.

Уилбер, К. (2020) Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире / пер. Е. Пустошкина. М. : Манн, Иванов и Фербер. 384 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.3.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru