Проблемы понимания региональной идентичности

Евгений Семенович Вакарев

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению вопроса понимания региональной идентичности как сложного социально-психологического и социокультурного феномена. Рассмотрены основные точки зрения на проблему региональной идентичности в социальной географии, экономике, социологии и психологии. В широком смысле региональная идентичность понимается как специфическое своеобразие географической территории в совокупности экономических, культурных, демографических и макросоциальных характеристик. В качестве субъектной характеристики региональная идентичность может пониматься как представление личности о себе как носителе типичных для данного региона психологических черт и культурных смыслов, обусловленных природно-географическими и социально-экономическими особенностями региона. Показано, что на формирование региональной идентичности влияют различные факторы — продолжительность пребывания и личный жизненный опыт в конкретном регионе, семейные, дружеские и рабочие отношения, а также наличие у человека права собственности на недвижимость на этой территории и уровень неготовности покинуть регион. Доказана необходимость разведения понятий «идентичность региона» как характеристики территории и «региональная идентичность» как характеристики личности. Предлагается рассматривать региональную идентичность в связи с социально-психологическими характеристиками личности и в контексте понимания территории как социально-психологического пространства.


Ключевые слова


региональная идентичность, идентичность региона, идентичность, региональное сознание, территория, социально-психологическое пространство

Полный текст:

PDF

Литература


Вакарев, Е. С. (2019) Восприятие и оценка человеком природных ландшафтов (психологические аспекты) // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Межд. науч. конф., МосГУ, 14–16 ноября 2019 г. : доклады и материалы : в 2 ч. / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 2. 948 с. С. 306–313. Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/19

Вакарев, Е. С. (2021) Региональная культура как фактор идентичности сельских и городских подростков // Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы : сб. мат. XVII Межд. науч.-практ. интернет-конф. 25–26 марта 2021 г. / Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» — Центр ЮНЕВОК в Российской Федерации, член сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Уфа : Изд-во БИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО». 270 с.

Галазова, С. С. (2014) Региональная идентичность экономического пространства // Экономические науки. № 26 (115). С. 64–69.

Идентичность как предмет политического анализа (2011) : сб. ст. по итогам Всероссийской науч.-теорет. конф. (ИМЭМО РАН, 21–22 октября 2010 г.) / редколлегия сб.: И. С. Семененко (отв. редактор), Л. А. Фадеева (отв. редактор), В. В. Лапкин, П. В. Панов. М. : ИМЭМО РАН. 299 с.

Левочкина, Н. А. (2016) Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 1–3. С. 446–453.

Максимова, Л. А., Валиев, Р. А., Руженцева, Н. Б., Валиева, Т. В. (2019) Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания // Психологическая наука и образование. Т. 24. № 2. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2019240208

Окунев, И. Ю. (2018) Территориальная и пространственная идентичность: концептуализация базовых понятий // Сравнительная политика. Т. 9. № 1. С. 18–25. DOI: 10.24411/2221-3279-2018-00002

Семененко, И. С., Лапкин, В. В., Пантин, В. И. (2010) Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. Политические исследования. № 3. С. 40–59.

Социально-психологические исследования города (2016) / отв. ред. Т. В. Дробышева, А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 267 с.

Сухарев, А. В. (2008) Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии : учеб. пособие. М. : МПСИ. 264 с.

Agnew, J., Crobridge, S. (2002) Mastering space: hegemony, territory and international political economy. London : Routledge. 276 p. DOI: 10.4324/9780203422380

Cartier, C. (2001) Globalizing South China. Oxford : Blackwell. 338 p.

Entrikin, J. N. (2002) Democratic place-making and multiculturalism // Geografiska Annaler: Series B: Human Geography. Vol. 84–1. P. 19–25. DOI: 10.1111/j.0435-3684.2002.00110.x

Fisenko, O., Vakarev, Y., Pozina, M., Zhivitsa, O., Kargina, N. (2020) Features of the regional identity of the Crimean population // Propósitos y Representaciones. Vol. 8 (SPE3), e732. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.732

Geschiere, P., Meyer, B. (2002) Globalization and identity: dialectics of flow and closure // Development and Change. Vol. 29. P. 601–615. DOI: 10.1111/1467-7660.00092

Haartsen, T., Groote, P., Huigen, P. (2003) Measuring age differentials in representations of rurality in the Netherlands // Journal Rural Studies. Vol. 19. P. 245–252. DOI: 10.1016/s0743-0167(02)00045-1

Herb, G. H., Kaplan, D. H. (1999) Nested identities; nationalism, territory, and scale // GeoJournal. Vol. 48. P. 342–344. DOI: 10.1023/A:1007052321131

Hogg, M., Terry, D. (2000) Social identity and self-categorization processes in organizational contexts // The Academy of Management Review. Vol. 25. No. 1. P. 121–140.

Keith, M., Pile, S. (2016) Place and the politics of identity. London : Routledge. 244 p.

Lalli, M. (1992). Urban-related identity: theory, measurement and empirical findings // Journal of Environmental Psychology. Vol. 12. P. 285–303.

McDowell, L. (1999) Gender, identity, and place: Understanding feminist geographies. Minneapolis : University of Minnesota Press. 284 p. DOI: 10.15299/local.2015.11.5.181

McSweeney, B. (1999) Security, identity and interests: A sociology of international relations. Cambridge : Cambridge University Press. 239 p. (Cambridge Studies in International Relations, 69). DOI: 10.1017/CBO9780511491559

Morgan, F. W. (1939) Three aspects of regional consciousness // Sociological Review. Vol. 31. P. 68–88.

Pohl, J. (1993) Regionalbewußtsein als Thema der Sozialgeographie. Theoretische Überlegungen and empirische Untersuchungen am Beispiel Friaul Münich. 276 S. (Münchner Geographische Hefte).

Raagmaa, G. (2002) Regional identity in regional development and planning // European Planning Studies. Vol. 10–1. P. 55–76. DOI: 10.1080/09654310120099263

Rose, G. (1995) Place and identity: A sense of place. Places, cultures and globalization // A place in the world? Place, culture and globalization / ed. by D. Massey, P. Jess. Oxford : Oxford University Press. 210 p.

Simonsen, K. (2007) Practice, spatiality and embodied emotions: an outline of a Geography of practice // Human Affairs. Vol. 17. No. 2. P. 168–181. DOI: 10.2478/v10023-007-0015-8

Sletto, B. (2002) Boundary making and regional identities in a globalised environment: rebordering the Nariva Swamp, Trinidad // Society and Space. Vol. 20. No. 2. P. 183–208. DOI: 10.1068/d325

Yorgason, E. (2002) Creating regional identity, moral orders and spatial contiguity: Imagined landscapes of Mormon Americanization // Cultural Geographies. Vol. 9. No. 4. P. 448–466.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.2.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru