Изменение массового поведения в условиях трансформации массового общества и массовых коммуникаций

Эдуард Федорович Макаревич

Аннотация


В статье рассматривается проблема массового поведения в зависимости от трансформации массового общества, ориентированного на платформу «Я» или платформу «Мы». Платформа «Я» — индивидуалистична, в своей крайней степени эгоцентрична, остается основой развития западного общества и поведения членов этого общества. Антиподом платформы «Я», как фундамента различных граней массового общества — потребления, спектакля и представления, является платформа «Мы», где индивидуальные права и свободы служат кооперации интересов, в высшей степени — государственным интересам во благо людей. Эффективность общественного развития, ориентированного на ту или иную платформу, зафиксировала мировая эпидемия коронавируса COVID-19. В статье показано, как разновидность массового общества — общество потребления — трансформируется в общество спектакля, которое в свою очередь трансформируется в общество представления. Этот процесс трансформации сопровождается изменением медиакоммуникаций, в которых ведущую роль начинают играть цифровые медиа, к которым автор относит социальные медиа и чат-боты. Эти медиа слабо связаны этическими нормами, и важнейшая их функция — манипулирование массовым сознанием, что определяет силу медиавлияния. Конкурентоспособность медиавлияния зависит как от эффективности управления большими базами данных, так и от развития национальных сетевых платформ.  


Ключевые слова


массовое общество; общество потребления; общество спектакля; общество представления; трансформация общества; массовое поведение; платформы трансформации общества; платформа «Я»; платформа «Мы»; массовые коммуникации; цифровые медиа

Полный текст:

PDF

Литература


Бодрийяр, Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е. А. Самарской. М. : Республика; Культурная революция. 269 с.

Взрослые в США тратят все больше денег на видеоигры (2019) [Электронный ресурс] // 3dnews.ru URL: https://3dnews.ru/987260 (дата обращения: 05.11.2020).

Гардельс, Н. (2009) США управляют своей культурой // Русский журнал. Еженедельное издание Русского института. № 11(25), 21 апреля 2009 г. С. 16–17.

Дебор, Ги. (1999) Общество спектакля : пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М. : Логос. 224 с.

Костина, А. В., Макаревич, Э. Ф., Карпухин, О. И., Луков, В. А. (2021) Культура как фактор национальной безопасности: Значение и ролевая модель. М. : ЛЕНАНД. 328 с.

Лемуткина, М. (2019) Современные дети: ни секса, ни политики // Московский комсомолец. 31 ноября.

Макаревич, Э. Ф. (2017) Заговор профессоров. От Ленина до Брежнева. М. : Вече. 384 с.

Миронова, К., Старикова, М. (2019) Школьники уважают Владимира Путина и Ивана Урганта. Исследованы сексуальные и политические предпочтения учащихся // Коммерсантъ. 30 ноября.

США — коронавирус сегодня, статистика заражений, карта (2020). Коронавирус [Электронный ресурс] URL: https://coronavirus-control.ru/coronavirus-usa/ (дата обращения: 02.12.2020).

Четверикова, О. (2013) От Бильдерберга к Гуглбергу: технократическая перестройка глобальных элит. [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/news/2013/06/25/ot-bilderberga-k-guglbergu-tehnokraticheskaja-perestrojka-globalnyh-elit-21236.html (дата обращения: 02.12.2020).

Шмидт, Э., Коэн, Дж. (2013) Новый цифровой мир: как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств / пер. с англ. C. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер. 368 с.

Штурма, Я. (2020) Теории заговора: почему европейцы митингуют из-за эпидемии. Европу накрыла волна протестов из-за пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Газета.ru 29 сентября. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/09/29/13272877.shtml (дата обращения: 02.12.2020).

Putnam, R. (1995) Tuning in, Tuning out: the Strange Disappearance of Social Capital in America // PS: Political Science and Politics. December. Vol. XXVIII. № 4. Pp. 664–683.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.1.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru