Цифровизация образования: что мы получаем и что теряем?

Анна Владимировна Костина

Аннотация


В настоящее время в мире происходит ускоренное внедрение решений, разработанных на основе “сквозных” технологий. Причем эти технологии внедряются в различные отрасли экономики и сферу общественных отношений — образование, медицину, социальную сферу. Данные трансформации технологической сферы позволяют говорить о наступлении принципиально новой стадии общественного развития, которое обозначают, как Четвертую промышленную революцию (Клаус Шваб); Шестой технологический уклад (соотносимый с шестым Кондартьевским циклом); Общество 5.0. — Япония; High-Tech Strategy 2025 — Германия; Стратегия США Industrial Internet. Это означает, что в настоящее время происходит последовательная смена одних поколений техники другими, которая вызывает соответствующие процессы в экономике, финансовой сфере, сфере потребления, социального обеспечения, управления, общественных отношений. В статье рассматривается цифровизация образования, влияние искусственного интеллекта на сферу образования в таких ее составляющих, как обучение и воспитание.


Ключевые слова


искусственный интеллект; обучение; воспитание; тьютор; модератор; робот; преподаватель

Полный текст:

PDF

Литература


Адаптивное обучение [Электронный реcурс] // Fornit. URL: https://scorcher.ru/adaptologiya/Adaptivnoye_obuchyeniye/Adaptivnoye_obuchyeniye.php (дата обращения: 02.11.2020).

Брызгалина, Е. (2019) Искусственный интеллект в образовании: социально-философские аспекты [Электронный ресурс] // 20.35. ИНФОРМБЮРО. URL: https://ntinews.ru/blog/publications/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-sotsialno-filosofskie-aspekty.html (дата обращения: 02.11.2020).

Вилкова, К. А., Лебедев, Д. В. (2020) Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. М. : НИУ ВШЭ. 36 с.

Вузы предложили меры по развитию системы образования в пандемию // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3293 (дата обращения: 05.11.2020).

Герасимова, А. (2018) Может ли искусственный интеллект заменить репетиторов и учителей [Электронный ресурс] // Forbes. 30 ноября. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/369781-mozhet-li-iskusstvennyy-intellekt-zamenit-repetitorov-i-uchiteley (дата обращения: 05.11.2020).

Ильинский, И. М. (2001) Воспитание нельзя отменить или отложить на потом : [интервью ректора Моск. гуманит. ун-та И. М. Ильинского] // Студенчество. Диалоги о воспитании. № 1. С. 8–10.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад. 592 с.

Ильинский, И. М. (2011a) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8.

Ильинский, И. М. (2011b) Давать образование, а не просто обучение // Университетская книга. № 5. С. 16–20.

Ильинский, И. М. (2014) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–17.

Ильинский, И. М. (2016a) Воспитание новых поколений: назревшие проблемы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–12. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.

Ильинский, И. М. (2016b) О «правильном образовании» для России XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1

Ильинский, И. М. (2018a) Проблема воспитания в условиях глобальных угроз и рисков… // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–16. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.1.

Ильинский, И. М. (2018b) Воспитание молодежи — безопасность страны // Студенчество. Диалоги о воспитании. № 3 (99). С. 3–6.

Интересные слова Эйнштейна о том, как решать проблемы (2020) [Электронный ресурс] // ЯндексДзен. 10 июля. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e2e2197ddfef600ae3e8c3c/interesnye-slova-einshteina-o-tom-kak-reshat-problemy-5f0786f050cef306c0c6e9c5 (дата обращения: 09.11.2020).

Искусственный интеллект в образовании в России: в поисках сферы применения (2018) [Электронный ресурс] // ЯндексДзен. 22 января. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a54a21a79885ed838dfb351/iskusstvennyi-intellekt-v-obrazovanii-v-rossii-v-poiskah-sfery-primeneniia-5a65c679c5feafb27c4c5dda (дата обращения: 09.11.2020).

Костина, А. В. (2019) Искусственный интеллект в сфере образования и социогуманитаные аспекты его внедрения // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г. : Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 607 с. С. 53–69.

Красильникова, Ю. (2019) Только четыре типа профессий смогут устоять перед алгоритмами [Электронный ресурс] // ХАЙТЕК+ 14 января. URL: https://hightech.plus/2019/01/14/tolko-chetire-tipa-professii-smogut-ustoyat-pered-algoritmami (дата обращения: 04.11.2020).

Лоскутов, А. Ю., Михайлов, А. С. (1990) Введение в синергетику. М. : Наука. 272 с.

Луков, В. А., Луков, С. В. (2020) Отношение к цифровизации в российском обществе: Итоговые таблицы эмпирического исследования, проведенного в октябре — ноябре 2019 года Центром социологии молодежи и Центром социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 36 с. [Электронный ресурс] // Сайт Московского гуманитарного университета. URL: http://publications.mosgu.ru/¬index.php/main/catalog/book/14 (дата обращения: 08.11.2020).

Овчинский, В., Ларина, Е. (2014) Поведенческие конфликты — оружие завтрашнего дня [Электронный ресурс] // Независимая газета. 18 ноября. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2014-11-18/15_conflict.html (дата обращения: 14.11.2020).

Померанцева, Н. (2020) Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение. // Ведомости. 28 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 14.11.2020).

Прокторинг. Программное обеспечение для проведения мероприятий с прокторингом [Электронный ресурс] // ProctorEdu. URL: https://proctoredu.ru/proctoring (дата обращения: 09.11.2020).

Роботы уже недовольны людьми: искусственный интеллект впервые рассказал о себе [Электронный ресурс] // Новые известия. URL: https://newizv-ru.turbopages.org/newizv.ru/s/news/science/22-08-2019/roboty-uzhe-nedovolny-lyudmi-isskustvennyy-intellekt-vpervye-rasskazal-o-sebe (дата обращения: 09.11.2020).

Стандарт цифрового следа [Электронный ресурс] // 20.35. Университет. URL: https://standard.2035.university/ (дата обращения: 09.11.2020).

Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад (2020) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения: 07.11.2020).

Царев, Р. Ю., Тынченко, С. В., Гриценко, С. Н. (2016) Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. №. 5. С. 219–219.

Plario — система адаптивного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://modeus.custis.ru/ (дата обращения: 06.11.2020).

Bowen, W. G., Chingos, M. M., Lack, K. A., Nygren, T. I. (2014) Interactive Learning Online at Public Universities: Evidence from a Six-Campus Randomized Trial // Journal of Policy Analysis and Management. Vol. 33. № 1. P. 94–111.

Natriello, G. (2017) The Adaptive Learning Landscape // Teachers College Record. Vol. 119. №. 3. P. 1–46.

Joo. J., Spies Richard, R. (2019) Aligning Many Campuses and Instructors around a Common Adaptive Learning Courseware in Introductory Statistics. Lessons from a Multi-Year Pilot in Maryland [Электронный ресурс] // ITHAKA S+R. November 7. DOI: https://doi.org/10.18665/sr.312073 URL: https://sr.ithaka.org/publications/adaptive-learning-courseware-introductory-statistics/ (дата обращения: 09.11.2020).

Johanes, P., Lagerstrom, L. (2017) Adaptive Learning: The Premise, Promise, and Pitfalls // Proceedings of the 124th ASEE Annual Conference and Exposition. [Электронный ресурс] // ASEE PEER. URL: https://peer.asee.org/adaptive-learning-the-premise-promise-and-pitfalls (дата обращения: 09.11.2020).

Yarnall, L., Means, B., Wetzel, T. (2016) Lessons learned from early implementations of adaptive courseware [Электронный ресурс] // SRI Education, April. DOI: 10.13140/RG.2.2.36760.39688. URL: https://www.sri.com/wp-content/uploads/pdf/almap_final_report.pdf (дата обращения: 09.11.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.1.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru