Оценка состояния и характера развития языков Северо-Кавказского федерального округа в системе общего образования Российской Федерации в мнениях экспертного сообщества

Ирина Ивановна Бабкина, Ольга Анатольевна Данилова, Павел Андреевич Грецов

Аннотация


В статье представлена оценка состояния и характера развития языков Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в системе общего образования Российской Федерации в мнениях экспертного сообщества.

Актуальность исследования обусловлена потребностью сохранения языкового разнообразия современной России и необходимостью определения приоритетных направлений деятельности по сохранению и развитию языков СКФО.

Исследование проводилось посредством анкетирования. Предметом исследования являлись состояние и характер развития языков СКФО в системе общего образования Российской Федерации, объектом исследования — мнения и оценки экспертного сообщества системы образования СКФО.

Показатели исследования включали: данные об используемых в быту и в обучении родных языках; среднее количество часов в учебном плане и плане внеурочной работы, отведенных на изучение языка; данные о потребности в обеспеченности учебно-методическими пособиями и учебниками по предмету «Родной язык»; потребности в кадровой обеспеченности (в разрезе уровней образования); методическую поддержку преподавателей; поддержку обучающихся в изучении языков; мероприятия по поддержке изучения и развития языков; данные  о потребности в учебно-методическом обеспечении процесса преподавания учебного предмета «Родной язык».

Современная языковая структура региона, по результатам исследования,  разнообразна и включает распространенные и редкие языки; отмечаются высокий уровень востребованности государственных языков республик Российской Федерации, достаточный объем часов в учебном плане и плане внеурочной работы, отводящихся на изучение родных языков, и разнообразие форматов помощи преподавания и изучения языков.


Ключевые слова


языки народов Российской Федерации; языки народов Северо-Кавказского федерального округа; оценка состояния языков; оценка характера развития языков; экспертное сообщество; общее образование; анкетирование

Полный текст:

PDF

Литература


Артеменко, О. И. (2015) Государственный и языки народов России в современной школе // Наука и школа. № 1. С. 150–158.

Аствацатурова, М. А., Иванова, С. Ю (2016) Проблемы этнокультурного образования и языковой политики в СКФО // Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред. В. А. Тишков и В. В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2016. С. 226–231.

Афанасьева, А. Б. (2009) Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189–195.

Боргояков, С. А. (2017) Состояние и перспективы родных языков в российской системе образования // Наука и школа. № 6. С. 20–30.

Мартынова, М. Ю. (2018) К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. №. 30 (69). С. 73–82.

Попова, Н. Г. (2008) Некоторые теоретические аспекты изучения этнической идентичности // Проблемы истории, филологии, культуры, № 22. С. 577–588.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru