Новые медиа в контексте формирования повестки дня

Алина Юрьевна Гарбузняк

Аннотация


В данной статье представлена апробация авторской методики анализа повестки дня новых медиа. Методика, включающая трехэтапную процедуру селекции контента, позволяет выявить темы, которые пользовались у аудитории наибольшей популярностью в исследуемый период. Эмпирическую базу исследования составили две социальные сети (Facebook и «ВКонтакте»), две блог-платформы (Twitter и LiveJournal) и мессенджер Telegram. В выборку вошли 394 публикации на социально-политические темы. Она была сформирована по итогам качественного анализа 2130 записей на 5 медиаплатформах.

Было выявлено восемь тем, вошедших в повестку дня аудитории новых медиа в исследуемый период. Из них половина — это политическая повестка, а две темы, менее упоминаемые, возникли на общественном уровне на площадках новых медиа. При этом влияние политической повестки ограничивается повесткой объектов (о чем думать) — интерпретации в большинстве своем были противоположны транслируемым политическими элитами.

Наилучшими площадками для обсуждения общественно-политических проблем можно назвать Twitter и LiveJournal. Специфика политического высказывания в Twitter заключается в его краткости (из-за ограничений по знакам), концентрации смысла, эмоциональности и высокой скорости реакции на событие. Публикации LiveJournal отличает большой объем, аналитический подход, дискурсивность, апелляция к аудитории, общение автора с комментаторами.

В Facebook, против ожидания, преобладали шутки и мемы, «гасившие» тему. Постановки вопросов по темам повестки и продуктивной дискуссии здесь не наблюдалось. В Telegram большинство тем преподносилось в новостном формате, возможность дискуссии в мессенджере ограничена его техническими особенностями. «ВКонтакте», как показал анализ контента, не является площадкой для общественной дискуссии и формирования повестки дня.

Также было выявлено восемь блогеров, наиболее активно участвующих в формировании повестки дня.

По результатам проведенного эмпирического исследования автором предложены направления совершенствования методики.


Ключевые слова


повестка дня, новые медиа, социальные сети, лидеры мнений, методика исследования, блоги, Telegram, Facebook, Twitter, LiveJournal

Полный текст:

PDF

Литература


Витвинчук, В. В., Фотиева, И. В., Семилет, Т. А., Лукашевич, Е. В. (2017) Проблема лидеров мнений в публичной коммуникации // Сибирский философский журнал. Т. 15. № 4. С. 91–101.

Дьяченко, О. В. (2016) Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: анализ активности и информационных предпочтений аудитории // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 1. C. 28–45.

Липпман, У. (2004) Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Институт Фонда «Общественное мнение». 384 с.

Луман, Н. (2005) Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М. : Праксис. 256 с.

Aruguete, N. (2017) The agenda setting hypothesis in the new media environment // Comunicacion y Sociedad. Enero-abril. № 28. P. 35–58.

Kilgo, D. K., Harlow, S., García-Perdomo, V., Salaverría, R. (2018) From #Ferguson to #Ayotzinapa: Analyzing Differences in Domestic and Foreign Protest News Shared on Social Media // Mass Communication and Society. Vol. 21. Iss. 5. P. 606–630.

Kwon, K. H., Chadha, M. and Pellizzaro, K. (2017) Proximity and Terrorism News in Social Media: A Construal-Level Theoretical Approach to Networked Framing of Terrorism in Twitter // Mass Communication and Society. Vol. 20. Iss. 6, P. 869–894.

Lazarsfeld, P. F., Berelson, B. and Gaudet, H. (1968) The People's Choice. 3d ed. New York: Columbia University Press. 178 p.

McCombs, M. and Shaw, D. (1972) The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. Vol. 36 (1–4). P. 176–187.

McCombs, M. (2014) Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion (2nd ed.). Cambridge: Polity Press. 208 p.

McCombs, M. (2000) The Agenda-setting Role of the Mass Media in the Shaping of Public Opinion [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://www.academia.edu/19196828/The_Agenda_Setting_Role_of_the_Mass_Media_in_the_Shaping_of_Public_Opinion (дата обращения: 30.07.2020).

New Media, Old Media: How Blogs and Social Media Agendas Relate and Differ from the Traditional Press (2010) [Электронный ресурс] // Pew Research Center. URL: http://www.journalism.org/2010/05/23/new-media-old-media (дата обращения: 28.06.2020).

Roger, W. Cobb and Charles, D. Elder. (1971) The Politics of Agenda-Building: An Alternative Perspective for Modern Democratic Theory // The Journal of Politics. Vol. 33. № 4. P. 892–915.

Weimann, G. and Brosius, H.-B. (2017) Redirecting the Agenda: Agenda Setting in the Online Era // The Agenda Setting Journal. Vol. 1. № 1. P. 63–101.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.17

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru