Социальные и личностные последствия кардинальных изменений в российском обществе

Антонина Ивановна Ковалева

Аннотация


В статье рассматривается проблема социального изменения, являющаяся актуальной на всех этапах развития социологии. Анализируются социальные и личностные последствия кардинальных изменений в российском обществе конца ХХ в. Автор рассматривает позиции социологов в отношении оценки характера социальных перемен, останавливается на их последствиях, вызвавших структурные и институциональные трансформации. Особое внимание уделяется социальным последствиям в функционировании такого важнейшего социального института, как система образования, интегрирующая и координирующая множество социальных действий индивидов. Показано, что социальные изменения затрагивают прежде всего людей. Они сказываются на самом человеке как личности, как субъекте и объекте социальных изменений.


Ключевые слова


общество; социальное изменение; последствия социальных изменений; социальная структура; социальное неравенство; социальная мобильность; система образования; кризис социальной идентичности

Полный текст:

PDF

Литература


Горшков, М. К. (2019) О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. № 11. С. 3–17. DOI: 10.31857/S013216250007445-2

Горшков, М. К., Комиссаров, С. Н., Карпухин, О. И. (2022) На переломе веков: социодинамика российской культуры. М .: ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с.

Давыдов, Ю. Н. (1997) От социальной утопии к социологической науке: А. Сен-Симон и О. Конт // История теоретической социологии. В 5 т. Т. 2. Социология ХIХ века (Профессионализация социологического знания). М. : ИПЧ «Издательство Магистр». С. 83–85.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.

Ильинский, И. М. (2016) О «правильном образовании» для России XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1

Ковалева, А. И. (2016) Идентификация социальная молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 303–306. DOI http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.25

Ковалева, А. И. (2017) Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 48–62.

Ковалева, А. И. (2019a) Мировая система и процессы глобализации: методологические вопросы в свете тезаурусного подхода [Электронный ресурс] // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова — Общероссийская (национальная) научная конференция (с международным участием). Доклады и материалы. 4 апреля 2019 г. / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 400 с. С. 52–59 // Сайт Московского гуманитарного университета. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2019/Tezaurusy-i-problemy-kultury.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

Ковалева, А. И. (2019b) Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 89–103. DOI: 10.17805/zpu.2019.4.7

Ковалева, А. И. (2022) Социализация личности: норма и отклонение. 2‐е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 444 с.

Конт, О. (2003) Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества // Зомбарт, В. Социология. 2-е изд. М. : УРСС. 144 с. С. 15–30.

Кремлев, Н. Т. (2016) Историческая социология. Вопросы теории общественного развития. М. : ЦСПиМ. 654 с.

Луков, В. А., Луков, С. В. (2020) Субъектность молодежи в процессах социализации и инкультурации [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 1. С. 3–20. DOI: 10.17805/ggz.2020.1.1 URL: http://journals.mosgu.ru/ ggz/article/view/1159 (дата обращения 20.12.2022).

Малинецкий, Г. Г. (2021) Образовательный вызов России // Высшее образование для ХХI века: Ответы на глобальные вызовы: ХVII Международная научная конференция, МосГУ, 25–27 ноября 2021 г. : доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 257 c. С. 16–25.

Малинецкий, Г. Г., Новикова Г. В. (2022). Образовательный вызов России // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 32–51. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.3

Мареева, С. В., Слободенюк, Е. Д. (2021) Неравенство в России на фоне других стран: доходы, богатство, возможности: аналитический доклад. М. : НИУ ВШЭ. 28 с.

Масионис, Дж. (2004) Социология. 9-е изд. СПб. : Питер. 752 с.

Орлова, И. Б. (2017) Реформирование системы российского образования в оценке университетского сообщества // Alma mater (Вестник высшей школы). № 1. С. 6–10.

Плаксий, С. И. (2014) Высшее образование: вызовы и ответы. М. : Нац. ин-т бизнеса. 604 с.

Тощенко, Ж. Т. (2015) Фантомы российского общества. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 668 с.

Тощенко, Ж. Т. (2020) Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М. : Весь мир. 352 с.

Штомпка, П. (2005) Социология. Анализ современного общества / пер. с пол. С. М. Червонной. М. : Логос. С. 472–491.

Ядов, В. А. (2009) Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций : курс лекций для студентов магистратуры по социологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Интерсоцис. 138 с.

Giddens, A. (2001) Nowoczesnośść i tozsamośś: «Ja» I społeczeństwo w epoce póznej nowoczesności. Warszawa : Wyd. Naukowe PWN. 322 s.

Raschke, J (1985) Soziale Bewegungen: Ein historsch-systematisher Grundriss. Frankfurt/Main ; N. Y. : Campus Verlag. 501 s.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru